Сибирские огни, 1961, № 10

Первое впечатление. Что бы потом ни видел, от него не отделаешься. Стано­ вится понятным, почему начальники участков, с которыми я встретился на со­ вещании в управлении, приглашали на трассу именно в эти дни. — Посмотрите, где мы живем и работаем,— сказал Лопатин.— Только до майских праздников... Значит, здесь, в этой стылой степи, в болотах, живут и работают монтажни­ ки, строители нефтепровода? Живут и работают?! Но где же люди? Словно читая мысли, Лопатин, одетый по обстановке — в защитного цвета телогрейку и резиновые сапоги, произносит: — Пусто сегодня... Только на стеллаже работаем. Придется переждать. Раньше считали — в сибирские морозы на трассе делать нечего. А мы зиму об­ манули. Зато весна такие сюрпризы преподносит... Его и не поймешь, Лопатина: не то он хотел «товар лицом показать» — во всей неприглядности, не то сам жалеет, что вместо дела — одна слякоть. Участок невелик — километров тридцать. Большая часть работы сделана до первой оттепели. Влево от того места, где остановился тягач, надежно изоли­ рованная труба уже зарыта в траншею и подготовлена к испытанию. В правую сторону «нитку» еще только «разматывают». Сварки осталось не больше шести километров. Кое-где есть разрывы... Арттягач натужно ползет вдоль трубы. Дмитрий Кирсантьевич Лопатин придирчиво вглядывается. Как будто все в порядке. Нет, не все! Стоп! Метрах в пятидесяти лежит плеть — тридцатиметровая секция, сваренная из трех кусков трубы. На конце — заглушка, металлический колпак, чтобы грязь не попадала внутрь. Этой самой заглушкой и напахан впереди целый холм густо­ черной талой земли. Плеть тащили волоком два «С-80». Тащили-тащили, да и не дотащили. И осталось-то всего ничего... — К вечеру, если подстынет, надо прибрать,— говорит Лопатин механику Иванову, сидящему за рычагами тягача .— Пошлешь два трактора и трубовоз. Там еще две плети лежат. Втроем возьмут! Втроем?! Учебник по монтажу и сварке магистральных трубопроводов эпически спо­ койно рекомендует «выбор способа доставки труб и развозки сваренных звеньев»: «Трубы и звенья можно развозить трубовозами или тракторами...» Это, конечно, справедливо. «Вопрос о способе развозки труб и звеньев решается в зависимости от на­ личия дорог и их состояния, а также от расстояния развозки ...» и т. д. и т. п. Все верно и дельно... А вот — практика. Ее не предусмотришь никакими учеб­ никами... Зимой (сверх инструкций!) один трактор развозил по трассе по три пле­ ти. Сейчас, может быть, удастся (если подстынет!) тремя могучими машинами до­ тащить до места сварки волоком одну... Арттягач, который нефтепроводчики ласково называют «сверхпроходим­ цем», разворачивается на одной гусенице и берет направление на монтажную площадку — главную базу участка. П о д з е м н ы е реки Добыча нефти и газа — сложное дело. Но едва ли не больше сил и труда требует их хранение и транспортировка. В недрах нашей древней планеты устроены довольно-таки вместительные емкости, отвечающие самым высоким стандартам. Сколько бы тут ни лежало до поры нужных продуктов,— ничего ровным счетом с ними не случится. Но сто­ ит только выпустить «духа из бутылки» — начать добычу нефти и газа, так тут ж е возникают тысячи проблем. И первая из первых — хранение и транспорт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2