Сибирские огни, 1961, № 10
Первое впечатление. Что бы потом ни видел, от него не отделаешься. Стано вится понятным, почему начальники участков, с которыми я встретился на со вещании в управлении, приглашали на трассу именно в эти дни. — Посмотрите, где мы живем и работаем,— сказал Лопатин.— Только до майских праздников... Значит, здесь, в этой стылой степи, в болотах, живут и работают монтажни ки, строители нефтепровода? Живут и работают?! Но где же люди? Словно читая мысли, Лопатин, одетый по обстановке — в защитного цвета телогрейку и резиновые сапоги, произносит: — Пусто сегодня... Только на стеллаже работаем. Придется переждать. Раньше считали — в сибирские морозы на трассе делать нечего. А мы зиму об манули. Зато весна такие сюрпризы преподносит... Его и не поймешь, Лопатина: не то он хотел «товар лицом показать» — во всей неприглядности, не то сам жалеет, что вместо дела — одна слякоть. Участок невелик — километров тридцать. Большая часть работы сделана до первой оттепели. Влево от того места, где остановился тягач, надежно изоли рованная труба уже зарыта в траншею и подготовлена к испытанию. В правую сторону «нитку» еще только «разматывают». Сварки осталось не больше шести километров. Кое-где есть разрывы... Арттягач натужно ползет вдоль трубы. Дмитрий Кирсантьевич Лопатин придирчиво вглядывается. Как будто все в порядке. Нет, не все! Стоп! Метрах в пятидесяти лежит плеть — тридцатиметровая секция, сваренная из трех кусков трубы. На конце — заглушка, металлический колпак, чтобы грязь не попадала внутрь. Этой самой заглушкой и напахан впереди целый холм густо черной талой земли. Плеть тащили волоком два «С-80». Тащили-тащили, да и не дотащили. И осталось-то всего ничего... — К вечеру, если подстынет, надо прибрать,— говорит Лопатин механику Иванову, сидящему за рычагами тягача .— Пошлешь два трактора и трубовоз. Там еще две плети лежат. Втроем возьмут! Втроем?! Учебник по монтажу и сварке магистральных трубопроводов эпически спо койно рекомендует «выбор способа доставки труб и развозки сваренных звеньев»: «Трубы и звенья можно развозить трубовозами или тракторами...» Это, конечно, справедливо. «Вопрос о способе развозки труб и звеньев решается в зависимости от на личия дорог и их состояния, а также от расстояния развозки ...» и т. д. и т. п. Все верно и дельно... А вот — практика. Ее не предусмотришь никакими учеб никами... Зимой (сверх инструкций!) один трактор развозил по трассе по три пле ти. Сейчас, может быть, удастся (если подстынет!) тремя могучими машинами до тащить до места сварки волоком одну... Арттягач, который нефтепроводчики ласково называют «сверхпроходим цем», разворачивается на одной гусенице и берет направление на монтажную площадку — главную базу участка. П о д з е м н ы е реки Добыча нефти и газа — сложное дело. Но едва ли не больше сил и труда требует их хранение и транспортировка. В недрах нашей древней планеты устроены довольно-таки вместительные емкости, отвечающие самым высоким стандартам. Сколько бы тут ни лежало до поры нужных продуктов,— ничего ровным счетом с ними не случится. Но сто ит только выпустить «духа из бутылки» — начать добычу нефти и газа, так тут ж е возникают тысячи проблем. И первая из первых — хранение и транспорт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2