Сибирские огни, 1961, № 10

МАСТЕР СКВЕРНОГО ПЕЙЗАЖА Я знал Владимира Ильича Мешкова -еще до войны, когда он работал в газете «Красноярский комсомолец». Крепкий, подвижный, со смуглым лицом, всегда спокойный, он позднее всех засиживал­ ся в редакции, вырезывая на куске ли­ нолеума то заставку, то какую-нибудь небольшую пейзажную зарисовку. Уже тогда в газете появлялись его первые, ■еще робкие, не очень уверенные линогра­ вюры. А потом он уехал на Север, в Эвен­ кийский национальный округ. Погрузил на пароход «Мария Ульянова» целую те­ легу линолеума и поплыл в Туруханск. А из Туруханска уже на катере добрал­ ся до Туры, окружного центра Эвенкии. Изредка мне попадались отдельные номера газеты, заполненные его гравю­ рами. Началась война, и я потерял его из виду. Встретились мы с ним уже после вой­ ны... на страницах центральных газет и журналов. Все чаще и чаще стали появ­ ляться его линогравюры в столичных из­ даниях. И я не мог удержаться от воз­ гласа искреннего изумления. Как вырос­ ло мастерство художника, каким точным и емким стал каждый его штрих, каким уверенным — резец! Почти каждая ра­ бота В. И. Мешкова — это маленькая своеобразная новелла. Со своим сюже­ том, со своей динамикой. Вот его цветная ' линогравюра «Позд­ ний гость». Ведь это, по сути дела, впол­ не законченный рассказ, небольшая поэ­ ма. На переднем плане гравюры — па­ ра усталых оленей. Один из них прилег на снег. Видно, не один десяток кило­ метров пришлось пробежать им! Стере­ жет поклажу мудрая лайка. Брошен на снег хорей — шест каюра, которым он погоняет оленей. А вдали гостеприимно светится окошко заметенной снегами из­ бушки с высокой мачтой радиостанции. За избушкой виднеется ' другая. Факто­ рия! Жилой поселок... Четко видна фигура путника, направ­ ляющегося в избушку. Уже в самой по- хсщке человека, в его наклоненной спи­ не, в тяжело опущенных руках видно, насколько он устал и продрог. Сейчас он войдет в тепло натопленную избу, сбро­ сит неуклюжий, промерзший сакуй, по­ весит сушить бокари и всем существом ощутит благодатное тепло раскаленной докрасна печурки, горьковатый привкус обжигающего губы крепкого чая. А над всем этим — над избушками, над белым безмолвием — сполохи поляр­ ного сиянья, мерцающая, переливающа­ яся его лента, становящаяся то ярко-бе- лой, то зеленоватой, то лиловой... Цветные линогравюры В. И. Мешкова с успехом экспонировались на многих всесоюзных и всероссийских художеств венных выставках. В прошлом году две его новые работы «В Туре» и «В горах Путорана» были отправлены в Париж на выставку русского и советского искус­ ства. В этом номере «Сибирские огни» пуб­ ликуют на вкладке несколько линогра­ вюр Владимира Ильича Мешкова. Талантливый и самобытный худож­ ник-самоучка, изумительный мастер се­ верного пейзажа, один из лучших гра­ фиков нашей страны, Владимир Ильич Мешков сейчас находится в расцвете творческих сил. Он готовит новую серию цветных линогравюр для выставки «Со­ ветская Россия». Мне хотелось бы закончить этот крат­ кий рассказ о своем старом друге-худож- нике стихотворением из цикла «Север­ ные миниатюры», посвященным В. И. Мешкову: Цветная линогравюра Висит на стене моей. Я вижу в руке каюра Приподнятый шест — хорей. Олени бегут торопко По насту Виви-реки. Вдали замерцали робко Фактории огоньки. Глоток торопливый чая, Короткий ночлег в избе. Покажется крыша — раем, Дощатым раем тебе. И снова окрик каюра В предутренней тишине... Цветная линогравюра, Ты юность вернула мне! Казимир ЛИСОВСКИЙ. К гравюрам на стр. 152.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2