Сибирские огни, 1961, № 10
МАСТЕР СКВЕРНОГО ПЕЙЗАЖА Я знал Владимира Ильича Мешкова -еще до войны, когда он работал в газете «Красноярский комсомолец». Крепкий, подвижный, со смуглым лицом, всегда спокойный, он позднее всех засиживал ся в редакции, вырезывая на куске ли нолеума то заставку, то какую-нибудь небольшую пейзажную зарисовку. Уже тогда в газете появлялись его первые, ■еще робкие, не очень уверенные линогра вюры. А потом он уехал на Север, в Эвен кийский национальный округ. Погрузил на пароход «Мария Ульянова» целую те легу линолеума и поплыл в Туруханск. А из Туруханска уже на катере добрал ся до Туры, окружного центра Эвенкии. Изредка мне попадались отдельные номера газеты, заполненные его гравю рами. Началась война, и я потерял его из виду. Встретились мы с ним уже после вой ны... на страницах центральных газет и журналов. Все чаще и чаще стали появ ляться его линогравюры в столичных из даниях. И я не мог удержаться от воз гласа искреннего изумления. Как вырос ло мастерство художника, каким точным и емким стал каждый его штрих, каким уверенным — резец! Почти каждая ра бота В. И. Мешкова — это маленькая своеобразная новелла. Со своим сюже том, со своей динамикой. Вот его цветная ' линогравюра «Позд ний гость». Ведь это, по сути дела, впол не законченный рассказ, небольшая поэ ма. На переднем плане гравюры — па ра усталых оленей. Один из них прилег на снег. Видно, не один десяток кило метров пришлось пробежать им! Стере жет поклажу мудрая лайка. Брошен на снег хорей — шест каюра, которым он погоняет оленей. А вдали гостеприимно светится окошко заметенной снегами из бушки с высокой мачтой радиостанции. За избушкой виднеется ' другая. Факто рия! Жилой поселок... Четко видна фигура путника, направ ляющегося в избушку. Уже в самой по- хсщке человека, в его наклоненной спи не, в тяжело опущенных руках видно, насколько он устал и продрог. Сейчас он войдет в тепло натопленную избу, сбро сит неуклюжий, промерзший сакуй, по весит сушить бокари и всем существом ощутит благодатное тепло раскаленной докрасна печурки, горьковатый привкус обжигающего губы крепкого чая. А над всем этим — над избушками, над белым безмолвием — сполохи поляр ного сиянья, мерцающая, переливающа яся его лента, становящаяся то ярко-бе- лой, то зеленоватой, то лиловой... Цветные линогравюры В. И. Мешкова с успехом экспонировались на многих всесоюзных и всероссийских художеств венных выставках. В прошлом году две его новые работы «В Туре» и «В горах Путорана» были отправлены в Париж на выставку русского и советского искус ства. В этом номере «Сибирские огни» пуб ликуют на вкладке несколько линогра вюр Владимира Ильича Мешкова. Талантливый и самобытный худож ник-самоучка, изумительный мастер се верного пейзажа, один из лучших гра фиков нашей страны, Владимир Ильич Мешков сейчас находится в расцвете творческих сил. Он готовит новую серию цветных линогравюр для выставки «Со ветская Россия». Мне хотелось бы закончить этот крат кий рассказ о своем старом друге-худож- нике стихотворением из цикла «Север ные миниатюры», посвященным В. И. Мешкову: Цветная линогравюра Висит на стене моей. Я вижу в руке каюра Приподнятый шест — хорей. Олени бегут торопко По насту Виви-реки. Вдали замерцали робко Фактории огоньки. Глоток торопливый чая, Короткий ночлег в избе. Покажется крыша — раем, Дощатым раем тебе. И снова окрик каюра В предутренней тишине... Цветная линогравюра, Ты юность вернула мне! Казимир ЛИСОВСКИЙ. К гравюрам на стр. 152.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2