Сибирские огни, 1961, № 10

том, как ему приходилось по ночам, украдкой, перелезая через ограду и подкупая сторожей, пробираться в химическую лабораторию Казанского университета. Он рассказал о первом своем учителе — профессоре Зайц е ­ ве, о великом Менделееве, о первом своем знакомстве с Белявцевым, о Кирове, об Орджоникидзе... Увлекшись, он не заметил, что комната постепенно наполнилась народом — и юношами, и взрослыми. Когда он, спохватившись, глянул на часы и ахнул — прошло уже два часа,— все места в кабинете были з а ­ няты и много народу стояло в проходах. Директор школы, седая маленькая старушка, с орденом Ленина и значком депутата Верховного Совета, провожала его до вестибюля. По дороге, волнуясь, она говорила: — Как хорошо, что вы пришли! Может быть, это сломает лед... Ведь институт-то под боком, а какая нам от него' польза? Вы не подумай­ те, у нас и другие кружки есть — и по радио, и физический, и ракетный... Как много вы могли бы нам помочь! Ребята т ак всем интересуются!.. Мария Алексеевна начала серьезно беспокоиться: пропал! В инсти­ т у т е— нет, дома — нет, а машина здесь, у крыльца... Но увидев просветлевшее лицо мужа, она сразу же успокоилась. Он пообедал с аппетитом, какого у него давно не бывало, даж е выпил стакан красного вина. Он ничего не рассказал дома, и Мария Алексеев­ на не стала расспрашивать. Позже сам расскажет... Добравшись до кабинета и усевшись за работу (послеобеденный сон в этот день уже не мог состояться, пострадал бы график), Илья Иванович подумал с грустью: «Как она говорила со мной, эта старушка! Счастливые люди — учи­ теля: они живут только будущим! А я, пока, настоящим и прошлым...» На другой день явился преподаватель химии, и Илья Иванович при­ нял его, хотя времени было в обрез. Пришел посоветоваться о програм­ ме дальнейших работ кружка. — Мне хотелось бы,— сказал он,— чтобы ребята летом самостоя­ тельно провели какой-нибудь органический синтез. Это их заинтересует. Что именно вы бы посоветовали? Попроще!.. — Зачем же — попроще,— сказал Чернышев,— давайте лучше по­ труднее. Надо брать быка за рога... Попробуем получить искусственное жидкое топливо, ну, скажем , из угля! — А справимся? А аппаратура? А катализатор? — Катализатор я вам дам из института, готовый... После уже, когда заинтересуются, пусть готовят сами... Аппаратура? У вас же есть круж ­ ки — механический, электротехнический? Д а я, кроме того, дам вам кон­ сультанта. А сами-то вы имеете представление об этом процессе? Учитель замялся: — Да так, откровенно говоря, в общих чертах... Химизм процесса мне понятен, конечно, ну и типовые схемы... А так, практически, сталки­ ваться не приходилось... Чернышев достал с полки книгу. — Нате вот! Ознакомитесь — вернете. Тут все есть. Вы что кончали, химический факультет педагогического института? Они разговорились. Биография, каких Чернышев знал много: сирота, детский дом, затем — интернат, наконец— институт... Но за этой биогра­ фией чувствовались и недюжинные способности, и любовь к науке, и упорный труд. Илья Иванович заинтересовался: — А в аспирантуру? Как вы на это смотрите? Учитель снова замялся :

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2