Сибирские огни, 1961, № 10
Гипсовая маска Пушкина, бронзовый Фарадей, две фотографии с собственноручными автографами: Жолио-Кюри и венского биолога Кам- мерера. Семья: Борюшка в матросском костюмчике верхом на деревянной лошади, внук Сережа с бабушкой, Анка с близнецами и Пе-Пе. Клава с Анатолием — в Ялте, он сам, студентом, с усами, в парадном мундирчике Политехнического института, с Машей. А у Машеньки такие косы, какие она носила' еще курсисткой, до свадьбы... Весь интимный мир члена-кор- респондента Академии наук, доктора химических наук, профессора Ильи Ивановича Чернышева, беспартийного, родившегося в Казани в 1888 го ду... И, совсем уж ни к селу, ни к городу на этом столе — Вольтер, с дья вольской усмешкой, застывшей на терракотовом лице. Эту статуэтку он купил случайно в П ариже , на набережной Сены, у букиниста. Якименко как-то спросил: — Ну, а Вольтер у вас тут что делает? Илья Иванович ответил очень серьезно: — Видите ли, мой кабинет — мое основное рабочее место. Мне ка жется, что для всякой научной работы требуется трезвый анализ, невоз можный без определенной доли скепсиса. Ну-с, иногда я увлекаюсь, и этого самого скепсиса мне-то и недостает... А как гляну на Вольтера, сра зу же кладу перо и начинаю перечитывать только что написанное. Так ли оно? — как любил говорить покойный Френкель. Да , письменный стол, пожалуй, великоват, нечего греха таить... П ра ва Клава. Но как же, впрочем, иначе разместить весь свой... «ученый со вет», чтобы осталось еще свободное место, много свободного места для рукописей, для черновиков, для справочников? Нет, письменный стол как раз такой, какой нужно. Возле удобного кресла — тумбочка, на ней два телефона — прямые от двух институтов (городской телефон только в столовой, с отводной трубкой в спальню). На полочке — арифмометр и счетная линейка. В тумбочке — электрический чайник, чай, кислые конфеты — китайская смесь. Клава уверяла, будто «Главкондитер» изготовляет их специально для профессора Чернышева, потому что их больше никто в рот не берет... Опять Клава — пересмешница! Ох, ей бы — талант! Тут же, на тумбочке, массивный серебряный подстаканник с трой кой. Давешний литературовед сказал бы: эта тройка — стилизованная, таких троек нынче не делают, и правильно поступают, вздор! Может быть, бросить эту дурацкую привычку — пить по ночам креп кий чай? Может быть, и это влияет на развитие болезни? Э, д а впрочем, все равно! У окна — чертежная доска с механической рейсшиной, прикрытая черным коленкоровым чехлом. Туда нарочно не проведен свет, чтобы но чью не захотелось чертить. В ящике — рихтеровская готовальня, лекала, угольники. Рядом — другой столик, на нем пишущая машинка. Все на своем месте, каждый предмет можно разыскать с закрытыми глазами , в темноте. Размеренный, строгий, десятилетиями выработанный, идеально при способленный для работы, распорядок. Вот разве только этот полирован ный ящик с опытным экземпляром счетно-решающей машины системы Шахназарова стоит зря, потому что на нем ухитряется работать только сам конструктор... Давно пора бы вынести, да еще вдруг нагрянет, невзначай, не най дет, — обидится... Пусть стоит ящик. Он немного ведь места занимает! Раньше, в Петербурге, да первое время и в Москве, была еще ма ленькая лаборатория. А сейчас не нужно: институт в двух шагах, рукой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2