Сибирские огни, 1961, № 10
зрения этой самой врачебной этики (если допустить, что я ошибаюсь, и та ковая существует) я, во-первых, не имею права тебя лечить, поскольку тебя пользует Карцев... — Он ничего не узнает, — поспешно перебил его Илья Иванович. Но Боголепов только пожал плечами: — ...во-вторых, я обязан тебя лечить, даже если ты... если твое со стояние... безнадежно! — Б езн ад еж но ?— переспросил Илья Иванович. — Существуют два вида правды, — продолжал Боголепов, — можно говорить правду, а можно резать правду-матку... Это — разные вещи! — Мне нужна только правда, — поспешно проговорил Чернышев, — ведь мы с тобой — ученые, нам чужды такие предрассудки, как жизнь и смерть! — Смерть, — строго поправил его Боголепов, — это далеко не пред рассудок. Это, к сожалению, неизбежный финал существования всякого живого организма... Ну, конечно, с точки зрения круговорота элементов в природе, смерть — только физико-химический эпизод... Если тебе от это го легче... — Мне нужна только правда! — настаивал Чернышев, не слушая. — Значит правду, всю правду, ничего, кроме правды? Так, кажет ся, гласит текст английской присяги? Что же, изволь! По старой дружбе, пренебрежем врачебной этикой, черт бы ее подрал! Достав из ящика аккуратную форматку ватмана и прикрепив ее кноп ками к столу, Боголепов стал выбирать карандаши. Чернышев вспомнил эту его страсть: в Петербурге, когда они были еще студентами, Боголепов тратил на карандаши больше, чем Илья Иванович на свое питание. Сейчас карандашей, прекрасно отточенных, было на столе великое множество: всех цветов и всех размеров. Выбрав нужные ему, слегка наклонив голову набок и как бы любуясь своей работой, Боголепов начал рисовать. Чертил он, как инженер: план, разрез, в углу — аксонометри ческая проекция какой-то детали позвоночника. Рисуя, Боголепов объ яснял, но Илья Иванович не слушал, а может быть, просто не понимал смысла, потому что врач, увлекаясь, часто прибегал к профессиональным терминам. Наконец, вооружившись самым длинным и самым толстым красным карандашом , Боголепов в какой-то точке перечеркнул крест-на крест нарисованный им позвоночник. И тут Илья Иванович уже отчетли во расслышал заключительную фразу пояснительного текста: — И тогда... крррак! Сказав это, Боголепов бросил карандаш на стол. В долю секунды Илья Иванович восстановил в памяти весь сегодняшний вечер: маскиро вочные лампочки на лестнице, девочку-старуху, врача с лошадиной улыб кой, рентген... «Боже, — подумал Чернышев, — что он такое говорит? И что зна чит — «крак»?» Илья Иванович встал, и Боголепов встал тоже. Они оба некоторое время молчали, стоя над чертежом, и Илье Ивановичу показалось, что не листок ватмана , а он сам, его тело, вся его жизнь распяты четырьмя кнопками по углам на этом столе... Тогда, внезапно поняв то, чему противился его разум, Илья Ивано вич спросил почти спокойно: — Что же это? Смерть? Глядя в окно, Боголепов подтвердил так же спокойно: — Д а , это — смерть... — Как скоро? — спросил Илья Иванович тем же тоном. — Как скоро? — переспросил Боголепов, глядя в окно. — Ты слиш ком многого от меня требуешь... Откровенно говоря, я вообще удивляюсь, 7 . «Сибирские огни» № 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2