Сибирские огни, 1961, № 9
твое присутствие... Если я не увижу твоего лица в зале да еще если вспо мню про Илью Ивановича... Все это ужасно... И я непременно, непремен но собьюсь! Этот довод Клаву сразил. Она сама была совершенно измучена. Эта ужасная агония... Почти в течение недели разрывалась она между умирающим отцом и обезумевшей от горя, полуживой матерью... Она устала поддерживать других, ей уже самой была нужна поддержка. И так же, как недавно разговаривая с Пе-Пе, она уронила голову на плечо мужа и всплакнула. — Ты прав, Толя, не надо петь! Евгений Онегин от нас не уйдет, а папа был у нас один, такого больше не будет... На том и порешили. Клава теперь несколько свысока глядела на окружающих. Смерть Ильи Ивановича была тяжелой утратой для многих. Но для нее — боль ше всех: она усугубила эту тяжесть высоким подвигом самопожертвова ния. Жертву эту, в основном, принес Анатолий. Но в их совместной жиз ни Клавдия Ильинична давно уже привыкла все свои недостатки припи сывать мужу, а его достоинства — себе. Жертва Анатолия была действительно тяжелой. До сих пор арти стическая судьба супругов была почти трагической, о чем меньше всего подозревали они сами. Клавдия Ильинична была художницей, Анато л и й— певцом. Она прекрасно кончила Вхутемас, он — консерваторию. Они много работали над собой, упорно чуждались пережитков артистиче ской богемы. Они были культурными, образованными людьми. Но меч тали они о большем. Клавдия Ильинична раскрашивала эталонную посуду для крупного завода художественного фарфора. Она работала день и ночь, она даже испортила себе зрение, стала близорукой, стала щуриться, что ей, впро чем, шло. Раскрашивать зажатые в деревянные тиски чашечки и блюдеч ки, орудуя целым набором тончайших кистей, было трудным искусством, требовавшим высокой техники. Клавдия Ильинична прекрасно копирова ла на фарфор картины известных мастеров. Она самостоятельно разра батывала орнаменты. Эта работа высоко оплачивалась. Но этим дело и ограничивалось. А Клавдии Ильиничне хотелось писать картины, по являться на выставках. То же самое происходило и с Анатолием. Он давно уже окончил кон серваторию, но продолжал заниматься с лучшими профессорами: его охотно приглашали на концерты, он имел сколько угодно ангажементов. Но все это было не то. Он стремился к тому единственному, что он счи тал б о л ь ш и м искусством: к опере... Однажды на даче у Ильи Ивановича зашел разговор о чьей-то док торской диссертации, которую только что принимали. Соискатель получил ученую степень, которой добивался, но академик Белявцев был разоча рован. — Помните,— говорил он,— как защищал Казанцев? Вот это был — блеск! А этот? Спорить не буду, парень перевернул гору материала, сам провел всю экспериментальную работу... А все-таки не и г р а е т его защи та... Что ни говорите, а есть две вещи, которых мы до сих пор не научились синтезировать: это — белок и... талант! Анатолий и Клава сидели тут же, за чайным столом. Они с интере сом прислушивались к разговору, и меньше всего им приходило в голову, что в какой-то мере этот разговор может относиться и к ним. А Илья Иванович, услышав слова Белявцева, бросил быстрый взгляд на дочь и на зятя и тотчас же опустил глаза. «Ну и старик! •— подумал он.—■Скажет же! Не в бровь, а в глаз... Как это верно! Бедная Клавдинька!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2