Сибирские огни, 1961, № 9
облик человека и гражданина, талантли вого мастера бурятской прозы, драма тургии и поэзии. Автор привлекает большой и разно образный материал о жизни и творчест ве писателя как печатный, так и неопуб ликованный, хранящийся в архиве Ту- мунова и у других лиц. Оставляет прият ное впечатление отсутствие «юбилейно го» тона, стремление автора вдумчиво разобраться не только в сильных сторо нах творчества писателя, но и в причи нах отдельных неудач и просчетов. Прослеживая творческое развитие Ту- мунова, Дугар-Нимаев соотносит его с об щим развитием бурятской и русской со ветской литературы. Так, например, проблема создания реалистического ха рактера в произведениях Тумунова свя зывается с аналогичной проблемой в творчестве таких выдающихся деятелей бурятской литературы, как X. Намсара- ев, Н. Болдано, Ц. Галсанов, Ц. Дон. В очерке показывается благотворное вли яние на бурятских писателей произведе ний русских советских художников слова. К достоинствам очерка нужно отнести постановку и конкретное решение важной теоретической проблемы, проблемы ха рактера. Автор показывает, как совер шенствовалось художественное мастер ство Тумунова, как преодолевались схе матизм и условность в раскрытии харак теров героев. На пути к созданию типи ческих образов у писателя встречались большие трудности. «Характеры людей в первых пьесах Ж. Тумунова, — пишет исследователь, — несложны, прямоли нейны и являются воплощением одной какой-нибудь идеи». Лишь с расширением творческого диапазона «он овладевал искусством лепки характера». В процес се анализа произведений писателя Дугар- Нимаев устанавливает, как постепенно образы его героев приобретали много гранность и жизненную глубину. Прео долев схематизм и упрощенность в трак товке персонажей в ранних своих произ ведениях, Ж. Тумунов нашел «верный реалистический принцип для показа со циального типа, изображения решающе го влияния общественных условий на изменение понятий, характера человека». Необходимо отметить внимание автора очерка к деталям художественной фор мы произведений Тумунова. В книге про слеживается по вариантам творческая история пьесы «Сэсэгма», анализируют ся различные редакции стихотворения «Волны Балтики» и т. д. Однако при всех своих несомненных достоинствах книга написана неровно. Так, вся третья глава («Широкий гори зонт». Роман «Степь проснулась») в на учном отношении значительно слабее предшествующих глав, особенно второй. Те хорошие научно-творческие заявки, которые автор сделал в первых двух главах, не нашли разработки и продол жения. Эстетический подход при анализе про' изведений Ж. Тумунова, характерный для автора в первых главах, здесь поч ти незаметен. О поэме «Сухэ-Батор» автор пишет, что в ней видно «широкое осмысление исторической эпохи и умение воссоз дать ее художественными средствами...» Об исторических истоках написано хоро шо и полно, но художественный анализ заменен в сущности пересказом содер жания поэмы. Следы недоработки заметны и в ана лизе романа «Степь проснулась». Это— «первый роман о бурятской и советской литературе». Здесь просто необходим тот большой и важный разговор о лите ратурном процессе, проблеме характе ра, мастерстве писателя, который был начат критиком. К сожалению, этот раз говор не состоялся. Исчез почему-то и литературный фон. Роман изолирован от других произведений бурятских и рус ских советских писателей, аналогичных по тематике. А ведь в нем повествуется о событиях гражданской войны, нашед ших широкое отражение в нашей совет ской многонациональной литературе. Эскизность и фрагментарность видна, и в анализе образов романа. Автор почти без всякого вступления начинает рас сматривать один образ за другим, не- подведя читателя к уяснению системы образов, места каждого образа в этой.. системе. Вызывает возражение и оценка значимости отдельных персонажей для понимания центральной идеи романа. Ц. — А. Дугар-Нимаев, например, слишком категорично заявляет по поводу главного героя романа Дэлгера Доржие- ва: «В нем заложена основная идея рома на — показать путь трудового бурятско го крестьянства к Советской власти, так сказать, идея пробуждения степи». Как ни важен главный герой для раскрытия идеи произведения, он не может исчер пать ее целиком. Сам критик дальше со вершенно правильно говорит: «Основная, идея романа выражается во всей его об разной системе». Нужно упрекнуть Дугар-Нимаева и в скороговорке, в отсутствии аргументации при анализе некоторых художественных особенностей романа. Так, о языке ро мана говорится: «Язык романа «Степь проснулась» — шаг в развитии реали стического языка бурятской прозы. Ав тор сумел преодолеть элементы нату рализма и словесных «красивостей», ко торые имелись в первом варианте рома на 1940 года». Однако тезис так и остал ся не раскрытым. А следовало бы пока зать, хотя бы на отдельных примерах, работу автора над языком и стилем сво его произведения. Недоработанность, «сырость» крити ческого материала рассматриваемой гла вы не дают возможность увидеть те до стижения, которые наблюдались в твор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2