Сибирские огни, 1961, № 9

облик человека и гражданина, талантли­ вого мастера бурятской прозы, драма­ тургии и поэзии. Автор привлекает большой и разно­ образный материал о жизни и творчест­ ве писателя как печатный, так и неопуб­ ликованный, хранящийся в архиве Ту- мунова и у других лиц. Оставляет прият­ ное впечатление отсутствие «юбилейно­ го» тона, стремление автора вдумчиво разобраться не только в сильных сторо­ нах творчества писателя, но и в причи­ нах отдельных неудач и просчетов. Прослеживая творческое развитие Ту- мунова, Дугар-Нимаев соотносит его с об­ щим развитием бурятской и русской со­ ветской литературы. Так, например, проблема создания реалистического ха­ рактера в произведениях Тумунова свя­ зывается с аналогичной проблемой в творчестве таких выдающихся деятелей бурятской литературы, как X. Намсара- ев, Н. Болдано, Ц. Галсанов, Ц. Дон. В очерке показывается благотворное вли­ яние на бурятских писателей произведе­ ний русских советских художников слова. К достоинствам очерка нужно отнести постановку и конкретное решение важной теоретической проблемы, проблемы ха­ рактера. Автор показывает, как совер­ шенствовалось художественное мастер­ ство Тумунова, как преодолевались схе­ матизм и условность в раскрытии харак­ теров героев. На пути к созданию типи­ ческих образов у писателя встречались большие трудности. «Характеры людей в первых пьесах Ж. Тумунова, — пишет исследователь, — несложны, прямоли­ нейны и являются воплощением одной какой-нибудь идеи». Лишь с расширением творческого диапазона «он овладевал искусством лепки характера». В процес­ се анализа произведений писателя Дугар- Нимаев устанавливает, как постепенно образы его героев приобретали много­ гранность и жизненную глубину. Прео­ долев схематизм и упрощенность в трак­ товке персонажей в ранних своих произ­ ведениях, Ж. Тумунов нашел «верный реалистический принцип для показа со­ циального типа, изображения решающе­ го влияния общественных условий на изменение понятий, характера человека». Необходимо отметить внимание автора очерка к деталям художественной фор­ мы произведений Тумунова. В книге про­ слеживается по вариантам творческая история пьесы «Сэсэгма», анализируют­ ся различные редакции стихотворения «Волны Балтики» и т. д. Однако при всех своих несомненных достоинствах книга написана неровно. Так, вся третья глава («Широкий гори­ зонт». Роман «Степь проснулась») в на­ учном отношении значительно слабее предшествующих глав, особенно второй. Те хорошие научно-творческие заявки, которые автор сделал в первых двух главах, не нашли разработки и продол­ жения. Эстетический подход при анализе про' изведений Ж. Тумунова, характерный для автора в первых главах, здесь поч­ ти незаметен. О поэме «Сухэ-Батор» автор пишет, что в ней видно «широкое осмысление исторической эпохи и умение воссоз­ дать ее художественными средствами...» Об исторических истоках написано хоро­ шо и полно, но художественный анализ заменен в сущности пересказом содер­ жания поэмы. Следы недоработки заметны и в ана­ лизе романа «Степь проснулась». Это— «первый роман о бурятской и советской литературе». Здесь просто необходим тот большой и важный разговор о лите­ ратурном процессе, проблеме характе­ ра, мастерстве писателя, который был начат критиком. К сожалению, этот раз­ говор не состоялся. Исчез почему-то и литературный фон. Роман изолирован от других произведений бурятских и рус­ ских советских писателей, аналогичных по тематике. А ведь в нем повествуется о событиях гражданской войны, нашед­ ших широкое отражение в нашей совет­ ской многонациональной литературе. Эскизность и фрагментарность видна, и в анализе образов романа. Автор почти без всякого вступления начинает рас­ сматривать один образ за другим, не- подведя читателя к уяснению системы образов, места каждого образа в этой.. системе. Вызывает возражение и оценка значимости отдельных персонажей для понимания центральной идеи романа. Ц. — А. Дугар-Нимаев, например, слишком категорично заявляет по поводу главного героя романа Дэлгера Доржие- ва: «В нем заложена основная идея рома­ на — показать путь трудового бурятско­ го крестьянства к Советской власти, так сказать, идея пробуждения степи». Как ни важен главный герой для раскрытия идеи произведения, он не может исчер­ пать ее целиком. Сам критик дальше со­ вершенно правильно говорит: «Основная, идея романа выражается во всей его об­ разной системе». Нужно упрекнуть Дугар-Нимаева и в скороговорке, в отсутствии аргументации при анализе некоторых художественных особенностей романа. Так, о языке ро­ мана говорится: «Язык романа «Степь проснулась» — шаг в развитии реали­ стического языка бурятской прозы. Ав­ тор сумел преодолеть элементы нату­ рализма и словесных «красивостей», ко­ торые имелись в первом варианте рома­ на 1940 года». Однако тезис так и остал­ ся не раскрытым. А следовало бы пока­ зать, хотя бы на отдельных примерах, работу автора над языком и стилем сво­ его произведения. Недоработанность, «сырость» крити­ ческого материала рассматриваемой гла­ вы не дают возможность увидеть те до­ стижения, которые наблюдались в твор­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2