Сибирские огни, 1961, № 9

например, о работе Маркса в газете «Форвертс» Вернейса, в «Немецкой брюс­ сельской газете» Адальберта фон Борн- штедта. И только иногда встречаются драгоценные поэтические находки, ожив­ ляющие события и людей. Десятка опи­ сательных страниц стоит один разговор Маркса с манчестерским библиотекарем Джонсом о том, чего стоит человек. Слабое представление получает чита­ тель о живой совместной работе Маркса и Энгельса над «Коммунистическим ма­ нифестом», «Немецкой идеологией» и другими их произведениями. Живого действия не заменяет авторское срав­ нение аккуратного письменного стола Энгельса с рабочим столом Маркса, «где все валялось, как попало, точно пронесся ветер». Сух, подчас реферати- вен рассказ о книгах Маркса. Как писал Маркс? Как читал он рабочим свои ув­ лекательные лекции по политической экономии? О чем разговаривал он с Гер- вегом, закрывшись в комнате от болт­ ливой Эммы? Как сражался Энгельс в Кайзерслаутерне? Как он встретил но­ вый 1848 год на банкете немецких эми­ грантов в Париже? На эти и многие дру­ гие вопросы в книге нет удовлетвори­ тельного ответа. Г. Серебрякова часто с робостью останавливается перед дверьми, -за которые надо было проникнуть силой творческого воображения, смелого автор­ ского домысла, без которого, как извест­ но, нет и не может быть истинно худо­ жественного произведения. Гораздо свободнее чувствует себя пи- -сательница, рисуя семью Маркса, его жену и друга Женни Маркс, девочек Женнихен и Лаурочку, маленького Му- ша, преданную Ленхен. Еще полнее проявляется талант художника при изо­ бражении вымышленных героев — семьи портного Иоганна Стока или русской де­ вушки-гувернантки Лизы Мосоловой. Но чем дальше развертывается пове­ ствование, тем интереснее и глубже ри­ суется деятельность великих революци­ онеров. Самые сильные страницы ро­ мана те, где Маркс и Энгельс изображе­ ны в действии, в борьбе с врагами про­ летариата, как люди высочайшей прин­ ципиальности и справедливости. История разрыва с В. Вейтлингом, пропагандиру­ ющим уравнительный коммунизм и сек­ тантскую политику, с Гервегом, решив­ шимся на «экспорт революции», — бе­ зусловно, лучшие для характеристики Маркса главы книги. Убедительно изображен Маркс как вождь революционного пролетариата на .посту председателя «Союза Коммуни­ стов». При этом писательнице удалось облечь в живую плоть и кровь ленин­ скую характеристику событий июньского .восстания 1848 года в Париже: «Первая великая гражданская война между про­ летариатом и буржуазией» (В. Й. Ле­ нин, Соч., т. 18, стр. 545). Ярко показа­ ны уличные бои в Париже, народные сцены, шествие революции по стране. Июньская революция и подавление ее палачами генерала Кавеньяка застали Маркса и Энгельса на немецкой земле. Здесь «Новая Рейнская газета» заменила Марксу ЦК «Союза Коммунистов». Из простой комнаты редакции, где работали Маркс, Энгельс, В. Вольф, Дронке, где писали пламенные стихи Веерт и Фрей- лиграт, «гремел набат, вырывалась кар­ течь». А Энгельс был настоящим воином в газете, поднявшей залитое кровью знамя парижских рабочих. Как живой, нарисован Маркс — редактор «Новой Рейнской газеты» — воплощение неисто­ вой творческой энергии революционера: «Морщины, как рубцы от ран, пролегли на выпуклом, могучем лбу Маркса, еще ярче и пронзительней стал взгляд его черных глаз с голубыми, точно из эмали, белками». Во второй книге романа — Маркс— ученый и политический деятель неотде­ лимы от Мавра, как звали его в семье за смуглый цвет кожи и яркие глаза. Маркс — отец многочисленного семейства, лю­ бящий муж, чувство которого к Женни прошло все испытания, Карл — страст­ ный фехтовальщик, знающий толк в от­ точенной шпаге, Маркс — неутомимый труженик, сотни раз оттачивающий бое­ вое слово своих статей, — обо всем этом рассказано просто и правдиво, хотя и здесь читатель не всегда удовлетворен лаконичностью писательской манеры при изображении внутреннего мира Маркса, его чувств и переживаний, сложнейшей борьбы мыслей великого человека. Правдиво и сурово, без ложного стрем­ ления разжалобить читателя нарисовала Г. Серебрякова жизнь Маркса в Англии, когда «остров туманов» стал его второй родиной. Постоянные материальные ли­ шения, болезнь и смерть четверых детей, болезнь и отчаяние любимой Женни, бес­ корыстная помощь Энгельса... Черный туман над Лондоном олицетворял для Маркса страшную нищету. В 1862 году он не мог посещать библиотеку Бри­ танского музея, так как его сюртук и обувь были заложены в ломбарде. В эти годы Маркс был действительно подобен Прометею, которого свирепее любых кор­ шунов терзали нужда, долги, клевета эми­ грантов, шпионаж и преследования по­ лиции. Но «жребий был брошен им раз и навсегда». Вся его жизнь стала подви­ гом самоотречения во имя человечества. Преодолевая муки и страдания, Маркс всегда верил в силу дружбы и разума, ни­ когда не поступался своими великими принципами. Примечательна в романе характеристи­ ка Маркса, данная в разговоре Ф. Эн­ гельса с В. Вольфом: «— Как бы ни была трудна судьба гениев, они черпают силы в сознании добра, сделанного людям, даже если всходят на костер», — говорит Энгельс. Собеседник вторит ему: «Пройдут года,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2