Сибирские огни, 1961, № 9
например, о работе Маркса в газете «Форвертс» Вернейса, в «Немецкой брюс сельской газете» Адальберта фон Борн- штедта. И только иногда встречаются драгоценные поэтические находки, ожив ляющие события и людей. Десятка опи сательных страниц стоит один разговор Маркса с манчестерским библиотекарем Джонсом о том, чего стоит человек. Слабое представление получает чита тель о живой совместной работе Маркса и Энгельса над «Коммунистическим ма нифестом», «Немецкой идеологией» и другими их произведениями. Живого действия не заменяет авторское срав нение аккуратного письменного стола Энгельса с рабочим столом Маркса, «где все валялось, как попало, точно пронесся ветер». Сух, подчас реферати- вен рассказ о книгах Маркса. Как писал Маркс? Как читал он рабочим свои ув лекательные лекции по политической экономии? О чем разговаривал он с Гер- вегом, закрывшись в комнате от болт ливой Эммы? Как сражался Энгельс в Кайзерслаутерне? Как он встретил но вый 1848 год на банкете немецких эми грантов в Париже? На эти и многие дру гие вопросы в книге нет удовлетвори тельного ответа. Г. Серебрякова часто с робостью останавливается перед дверьми, -за которые надо было проникнуть силой творческого воображения, смелого автор ского домысла, без которого, как извест но, нет и не может быть истинно худо жественного произведения. Гораздо свободнее чувствует себя пи- -сательница, рисуя семью Маркса, его жену и друга Женни Маркс, девочек Женнихен и Лаурочку, маленького Му- ша, преданную Ленхен. Еще полнее проявляется талант художника при изо бражении вымышленных героев — семьи портного Иоганна Стока или русской де вушки-гувернантки Лизы Мосоловой. Но чем дальше развертывается пове ствование, тем интереснее и глубже ри суется деятельность великих революци онеров. Самые сильные страницы ро мана те, где Маркс и Энгельс изображе ны в действии, в борьбе с врагами про летариата, как люди высочайшей прин ципиальности и справедливости. История разрыва с В. Вейтлингом, пропагандиру ющим уравнительный коммунизм и сек тантскую политику, с Гервегом, решив шимся на «экспорт революции», — бе зусловно, лучшие для характеристики Маркса главы книги. Убедительно изображен Маркс как вождь революционного пролетариата на .посту председателя «Союза Коммуни стов». При этом писательнице удалось облечь в живую плоть и кровь ленин скую характеристику событий июньского .восстания 1848 года в Париже: «Первая великая гражданская война между про летариатом и буржуазией» (В. Й. Ле нин, Соч., т. 18, стр. 545). Ярко показа ны уличные бои в Париже, народные сцены, шествие революции по стране. Июньская революция и подавление ее палачами генерала Кавеньяка застали Маркса и Энгельса на немецкой земле. Здесь «Новая Рейнская газета» заменила Марксу ЦК «Союза Коммунистов». Из простой комнаты редакции, где работали Маркс, Энгельс, В. Вольф, Дронке, где писали пламенные стихи Веерт и Фрей- лиграт, «гремел набат, вырывалась кар течь». А Энгельс был настоящим воином в газете, поднявшей залитое кровью знамя парижских рабочих. Как живой, нарисован Маркс — редактор «Новой Рейнской газеты» — воплощение неисто вой творческой энергии революционера: «Морщины, как рубцы от ран, пролегли на выпуклом, могучем лбу Маркса, еще ярче и пронзительней стал взгляд его черных глаз с голубыми, точно из эмали, белками». Во второй книге романа — Маркс— ученый и политический деятель неотде лимы от Мавра, как звали его в семье за смуглый цвет кожи и яркие глаза. Маркс — отец многочисленного семейства, лю бящий муж, чувство которого к Женни прошло все испытания, Карл — страст ный фехтовальщик, знающий толк в от точенной шпаге, Маркс — неутомимый труженик, сотни раз оттачивающий бое вое слово своих статей, — обо всем этом рассказано просто и правдиво, хотя и здесь читатель не всегда удовлетворен лаконичностью писательской манеры при изображении внутреннего мира Маркса, его чувств и переживаний, сложнейшей борьбы мыслей великого человека. Правдиво и сурово, без ложного стрем ления разжалобить читателя нарисовала Г. Серебрякова жизнь Маркса в Англии, когда «остров туманов» стал его второй родиной. Постоянные материальные ли шения, болезнь и смерть четверых детей, болезнь и отчаяние любимой Женни, бес корыстная помощь Энгельса... Черный туман над Лондоном олицетворял для Маркса страшную нищету. В 1862 году он не мог посещать библиотеку Бри танского музея, так как его сюртук и обувь были заложены в ломбарде. В эти годы Маркс был действительно подобен Прометею, которого свирепее любых кор шунов терзали нужда, долги, клевета эми грантов, шпионаж и преследования по лиции. Но «жребий был брошен им раз и навсегда». Вся его жизнь стала подви гом самоотречения во имя человечества. Преодолевая муки и страдания, Маркс всегда верил в силу дружбы и разума, ни когда не поступался своими великими принципами. Примечательна в романе характеристи ка Маркса, данная в разговоре Ф. Эн гельса с В. Вольфом: «— Как бы ни была трудна судьба гениев, они черпают силы в сознании добра, сделанного людям, даже если всходят на костер», — говорит Энгельс. Собеседник вторит ему: «Пройдут года,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2