Сибирские огни, 1961, № 9
Кпимснсге о&оЗ^репце --------- ; I ~ г: & ..1 Т. С и д е л ь н и к о в а СТРАНИЦЫ БРАИКОЙ Ж И ЗН И ЛДы почти не знаем книг о Марксе, * * художественно воспроизводящих •его великий вечно живой образ. Тем больший интерес вызывает роман «Похи щение огня» — труд долгих лет писа тельницы Галины Серебряковой'. Откро ем одну из его страниц, запечатлевших первую встречу, начало дружбы Маркса и Энгельса: «Энгельс смотрел с чувством нараста ющей симпатии на широкоплечего, ко ренастого собеседника. Черные волосы грозными волнами обрамляли велико лепный лоб. Неотразимо привлекал пря мой взгляд глубоких черных глаз Карла. Столько мыслей было выражено в них, столько силы они излучали! «Проме тей!»— подумал Фридрих с восхищени ем. — Оба мы пришли к одним и тем же выводам, —1говорил между тем Маркс, расхаживая по комнате. — Мы убеждены в том, что именно пролетари ат несет в себе великую миссию преоб разования мира и человечества. Победа его неизбежна! — Да, я тоже не сомневаюсь в этом, —подтвердил Энгельс». А дальше много лет спустя Энгельс рассказывает детям Маркса знаменитый ' Г . С е р е б р я к о в а . Похищение огня. Ро ман. Кн. 1. М., «Сов. писатель», 1961, 500 стр. миф о Прометее, декламирует строфы из Эсхила: «Я людям подарил огонь...» Сравнение научного революционного подвига Маркса с подвигом Прометея и составляет поэтическую душу монумен тального историко-биографического про изведения Г. Серебряковой. В нем про слежена революционная история Европы и ее великих сынов Маркса и Энгельса на протяжении двадцати лет. Книга от крывается рассказом о событиях 1844 года, когда двадцатишестилетний «немец кий изгнанник» Маркс поселился в Пари же, где обрел на долгие годы дружбу с Энгельсом, и заканчивается 1864 го дом, когда несгибаемые бойцы револю ции Маркс и Энгельс на митинге в Сен-Мартинс-холле в Лондоне положили основание Первому Интернационалу. Как же изображено это двадцатиле тие, до краев наполненное кипучей рево люционной борьбой Маркса, его титани ческой научной деятельностью? В первой части романа Г. Серебряко вой ученый-историк сильнее художника- историка. Писательница чрезмерно сдер жанна, даже скупа при изображении Маркса и Энгельса. Может быть, ею вла дело то же чувство, которое В. Маяков ский, рисовавший В. И. Ленина, выразил так: «Я боюсь этих строчек тыщи, как мальчишкой боялся фальши...»? Со всей тщательностью исследователя включает она в книгу кропотливо изученные исто рические факты, документы, важнейшие события французской и немецкой рево люций. Очень интересны характеристики Парижа — «живой легенды революции» и театра «Комеди франсез», быта и нра ва «города туманов» — Лондона, «стра ны купцов» — Бельгии, войны между Севером и Югом в Америке. Но, говоря о Марксе и Энгельсе, писательница ча сто не поднимается выше «простого по литического пересказа» событий их жиз ни и деятельности. Сухо повествуется,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2