Сибирские огни, 1961, № 9
необязательного, иначе факты, события, описания возьмут в плен автора, и он собьется с выбранного им направления. Так и случилось с Н. Виртой, И. Кожев никовым и отчасти с Е. Пермитиным. Так появляется натуралистическая опи- сательность, враг номер один многих со временных авторов. Так появляются слишком пухлые романы, которые не прочитаешь без булавочных уколов. Сейчас все чаще раздаются голоса в пользу «романа-события», то есть такого произведения, в котором событийность будет решительно преобладать над ха рактерами. А хорошо ли это? У меня да же появляется кощунственная мысль: не хотят ли сторонники таких романов оп равдать своими теоретическими рассуж дениями недостатки своих произведений? Конечно, важные исторические и обще ственно-политические события могут иг рать серьезную роль в построении рома на. Но события — результат деятельно сти и борьбы людей, а люди представля ют главный интерес для писателя, следо вательно, выдвигать на первый план со бытия — значит, забывать об этой три виальной истине. Роман В. Волкова «Утро в степи» по хож на «Возвращенную землю» своими недостатками, проявляющимися в более наглядной форме. К тому же, у него нет достоинств, какие присущи роману Н. Вирты. В основу сюжета произведе ния В. Волков положил перипетии вза имоотношений парторга совхоза Русова с директором Закрылиным. По замыслу В. Волкова, Закрылин — неглупый, опытный, но политически беспринципный руководитель, случайно попал на целину и полностью раскрыл там свою карье ристско-обывательскую суть. Что ж, и такие люди попадали на целину. Но в романе В. Волкова герой оказался скле енным из разнородных кусочков: снача ла он предстает перед нами умным ра ботником с мещанским нутром, а затем оказывается очень глупым, удивительно мелким пакостником. Это не противоре чие характера, а противоречие авторско го исполнения. Словно не надеясь на то, что герой сам себя разоблачит в трудных условиях целинной жизни и будет мо рально осужден коллективом совхоза и выброшен из него, как негодный бал ласт, автор прибегает чуть ли не к де тективным элементам повествования. Закрылин оказался связанным преступ ной нитью с грязным маловером и цини ком Кучминским, он теряет разоблачаю щее его письмо и дальше поступает так, как будто желает подчеркнуть: вот ка кой я подлец! Русов — антипод Закрылина — инже нер, начальник большого цеха на одном из заводов. Они задуман как тип чест ного, принципиального, дальновидного коммуниста. Но он не ощущается как живая человеческая личность. Герой со бирается ехать на целину, но его сокро венные мысли и думы остаются окутан ными туманом. Вряд ли читатель пой мет, почему Русов захотел отправиться в необжитые земли. Если верить автору, то Русовым двигал патриотизм, чувство долга перед партией и народом, и потому он оставляет и удобную квартиру, и бе ременную жену, и дающую ему полное удовлетворение работу. Но так ли ему было нужно ехать? Обязательно ли быть на целине каждому честному патриоту? Может быть, Русов больше пользы при нес бы на заводе? Возможно, ему и нуж но было отправиться строить новую жизнь на целине, но ведь писателю не обходимо было убедить в этом читателя. Как и в «Возвращенной земле», в ро мане В. Волкова главенствует хрони кальный принцип повествования. Тоскли вые описания, нудные разговоры схем- персонажей, снова уныло детализиро ванные описания мелочей. О художест венном уровне романа дает представле ние следующий отрывок: «Месячный юбилей степного житья Котлов предложил отметить празднич ным обедом. В воскресенье с утра Кот лов съездил в Приречье и, кроме всего прочего, привез живого гуся... Подхватив гусака под мышку, глав ный бухгалтер вышел из вагончика. В одной руке у него был нож, другой он прижимал к себе птицу. Притоптанная тропа была скользкой. Неожиданно по теряв равновесие, Шавин грохнулся в сугроб. Гусак, почувствовав свободу, тут же воспользовался ею. — Гусь улетел! Гусь улетел! — вор вался в вагончик Шавин. Ловить гуся в степи было безнадеж ным делом: птица подпускала к себе преследователей совсем близко, но стои ло кому-нибудь из людей попытаться схватить ее, она, расправив крылья и отчаянно хлопая ими, перелетала на бе зопасное расстояние. Вытирая рукавом полушубка потное лицо, Котлов предложил: — Подстрелить его, чертяку! Люляка командировали к директору совхоза с просьбой помочь усмирить гу сака. Закрылин расчехлил ружье, опоясался патронташем и присоединился к «охотни кам». Гулкие хлопки дуплета огласили степь. Подобрав стреляную птицу, Ша вин принес ее в вагончик. В наказание за учиненный переполох главного бухгалтера приговорили к при нудительным работам, заставив ощипать гуся. Перо и пух носились по вагончику. Шавин проклинал гусака, а заодно и Котлова. Гусятину было решено сварить. Лю- ляк мастерски разделил(?) птичью туш ку; уложив мясо в ведро, поставил его на печку. Подошло время закладывать соль. Люляк сыпал ее прямо из кулька. Ша вин, шуруя в печи, подтолкнул руку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2