Сибирские огни, 1961, № 9

— За то, что вы ровным счетом ниче­ го не делали, чтобы заслужить эту лю­ бовь. Но каждый ваш шаг, каждое слово заставляло людей все больше любить вас». Автор правильно сделал, не дав воз­ можности в книжной редакции произне­ сти эти слова Пересветову. Но теперь почти без всяких изменений это произно­ сит парторг Омар Айямов. Сразу возни­ кает вопрос об индивидуальной манере героя выражать свои мысли. Все харак­ терные атрибуты речи Пересветова пере­ даны Омару, даже излишняя резкость Пересветова приписана ему. Но харак­ терные пересветовские интонации вы­ глядят чужеродными в его устах. В «Возвращенной земле» затраги­ вается немало жизненных проблем, свя­ занных с партийным руководством сель­ ским хозяйством. Сроки сева, раздельная уборка, нужны ли уполномоченные рай­ кома партии в совхозах и колхозах, ме­ лочь ли бытовые условия жизни целин­ ников и т. д. и т. п., — все эти вопросы в той или иной форме получили освеще­ ние в этом произведении. К сожалению, некоторые из них только декларируются, а если и разрешаются, то поверхностно. Они не стали в романе эффективным средством раскрытия характеров героев. Совершенно ясно, что роман или повесть о людях целины — это не учебник о ведении сельского хозяйства в целинных совхозах и не пособие для партийных ра­ ботников. Однако без решения конкрет­ ных жизненных проблем нельзя ярко на­ рисовать облик советского человека, об­ раз целинника, партийного работника, тут автору важно не нарушить естествен­ ных пропорций между раскрытием ду­ ховного мира героя и решением какой- либо жизненно важной проблемы. Здесь необходимы и знание, и точность, и про­ зорливость ученого. Н. Вирта, например, хотел убедить чи­ тателя в том, что Пересветов, возражав­ ший против раздельной уборки урожая, неправ, что он оказался консерватором, повел, по выражению Омара, антипар­ тийную линию. Но ведь на самом деле все это не так просто. Не очень-то вы­ годным оказалось шаблонное применение раздельной уборки урожая на Алтае. Жизнь подсказала, что здесь при дожд­ ливой погоде, при низкорослых и изре- женных хлебах, при нехватке жаток раз­ дельную уборку выгодно дополнять прямым комбайнированием. И не такой уж консерватор Пересветов, и не так бы легко он сдался в жизни, не так-то просто было бы доказать «антипартий­ ность» его поведения, если бы пи­ сатель более фундаментально опирался на факты самой жизни. / Много вопросов, много жизненных фактов, очень много людей попало в по­ ле зрения Н. Вирты. Хорошо это или плохо? Что заставило писателя обратить­ ся к освещению всех этих многочислен­ ных проблем, к обрисовке многих десят­ ков персонажей? Автор жаждал, видимо, создать эпопею о величественном подви­ ге советского народа. Действительно, по­ корение целины дает прекрасный мате­ риал для эпопеи. Если в романе Е. Пер- митина действие протекает в зоне одной МТС, в романе М. Вубеннова и повести И. Кожевникова — в одной бригаде, в романе И. Щеголихина главными героя­ ми оказываются медицинские работники, а в повести М. Зуева события разверты­ ваются в течение трех дней в пределах одного совхоза, то в романе Н. Вирты * они то и дело перекидываются в район, в область, в пределы всей Казахской Республики, а в публицистически обоб­ щенных отступлениях говорится обо всем советском народе. Вряд ли есть ка­ кая-нибудь профессия на целине, о кото­ рой ничего не говорилось бы в «Воз­ вращенной земле» — от министра сель­ ского хозяйства Казахстана до участко­ вого милиционера и повара. К сожалению, большинство персона­ жей в романе выписаны бледно, мешают друг другу и не оставляют следа в чи­ тательской памяти. Стремясь к широко­ му охвату жизни, Н. Вирта не позабо­ тился об отчетливой психологической обрисовке персонажей. Писатель шел вширь, но не вглубь. Роман страдает явной перенаселенностью. Почему так произошло? Перенаселен­ ность и описательность в романе Н. Вир­ ты — это следствие, думается, нечеткого авторского замысла. Авторский замысел воздействует на отбор жизненного мате­ риала и, в свою очередь, сам зависит от характера задуманных и начавших при­ нимать осязаемые черты героев произ­ ведения. Писатель не может создавать композицию произведения вне зависимо­ сти от его идеи и логического развития характера персонажей. Л. Леонов ут­ верждает, что композиция «по существу, и есть логика авторского мышления о теме. Работа над композицией дает воз­ можность правильно определить центр тяжести, главную линию действия»1. Главные герои «Возвращенной земли»— Пересветов и Скрыжняк — выбраны удачно, рядом с ними действуют проти­ вопоставленные Шурка и Петя,, выве­ денные менее крупным планом. А вокруг них толпится множество и необходимых в произведении и вовсе необязательных персонажей. Замысел романа оказался недостаточно конкретным, писатель не сумел последовательно воспользоваться законом строгого отбора жизненных фак­ тов. Конфликт между главными героями не мог вобрать в себя всего того, что хо­ тел отобразить автор в произведении, и потому он обратился к хроникальному изображению событий, — а это требует тщательного отделения необходимого от 1 Д . С т а р и к о в. «У Леонида Л еонова» . «Литературная г а з е т а » , 1959 г., 7 мая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2