Сибирские огни, 1961, № 9
— За то, что вы ровным счетом ниче го не делали, чтобы заслужить эту лю бовь. Но каждый ваш шаг, каждое слово заставляло людей все больше любить вас». Автор правильно сделал, не дав воз можности в книжной редакции произне сти эти слова Пересветову. Но теперь почти без всяких изменений это произно сит парторг Омар Айямов. Сразу возни кает вопрос об индивидуальной манере героя выражать свои мысли. Все харак терные атрибуты речи Пересветова пере даны Омару, даже излишняя резкость Пересветова приписана ему. Но харак терные пересветовские интонации вы глядят чужеродными в его устах. В «Возвращенной земле» затраги вается немало жизненных проблем, свя занных с партийным руководством сель ским хозяйством. Сроки сева, раздельная уборка, нужны ли уполномоченные рай кома партии в совхозах и колхозах, ме лочь ли бытовые условия жизни целин ников и т. д. и т. п., — все эти вопросы в той или иной форме получили освеще ние в этом произведении. К сожалению, некоторые из них только декларируются, а если и разрешаются, то поверхностно. Они не стали в романе эффективным средством раскрытия характеров героев. Совершенно ясно, что роман или повесть о людях целины — это не учебник о ведении сельского хозяйства в целинных совхозах и не пособие для партийных ра ботников. Однако без решения конкрет ных жизненных проблем нельзя ярко на рисовать облик советского человека, об раз целинника, партийного работника, тут автору важно не нарушить естествен ных пропорций между раскрытием ду ховного мира героя и решением какой- либо жизненно важной проблемы. Здесь необходимы и знание, и точность, и про зорливость ученого. Н. Вирта, например, хотел убедить чи тателя в том, что Пересветов, возражав ший против раздельной уборки урожая, неправ, что он оказался консерватором, повел, по выражению Омара, антипар тийную линию. Но ведь на самом деле все это не так просто. Не очень-то вы годным оказалось шаблонное применение раздельной уборки урожая на Алтае. Жизнь подсказала, что здесь при дожд ливой погоде, при низкорослых и изре- женных хлебах, при нехватке жаток раз дельную уборку выгодно дополнять прямым комбайнированием. И не такой уж консерватор Пересветов, и не так бы легко он сдался в жизни, не так-то просто было бы доказать «антипартий ность» его поведения, если бы пи сатель более фундаментально опирался на факты самой жизни. / Много вопросов, много жизненных фактов, очень много людей попало в по ле зрения Н. Вирты. Хорошо это или плохо? Что заставило писателя обратить ся к освещению всех этих многочислен ных проблем, к обрисовке многих десят ков персонажей? Автор жаждал, видимо, создать эпопею о величественном подви ге советского народа. Действительно, по корение целины дает прекрасный мате риал для эпопеи. Если в романе Е. Пер- митина действие протекает в зоне одной МТС, в романе М. Вубеннова и повести И. Кожевникова — в одной бригаде, в романе И. Щеголихина главными героя ми оказываются медицинские работники, а в повести М. Зуева события разверты ваются в течение трех дней в пределах одного совхоза, то в романе Н. Вирты * они то и дело перекидываются в район, в область, в пределы всей Казахской Республики, а в публицистически обоб щенных отступлениях говорится обо всем советском народе. Вряд ли есть ка кая-нибудь профессия на целине, о кото рой ничего не говорилось бы в «Воз вращенной земле» — от министра сель ского хозяйства Казахстана до участко вого милиционера и повара. К сожалению, большинство персона жей в романе выписаны бледно, мешают друг другу и не оставляют следа в чи тательской памяти. Стремясь к широко му охвату жизни, Н. Вирта не позабо тился об отчетливой психологической обрисовке персонажей. Писатель шел вширь, но не вглубь. Роман страдает явной перенаселенностью. Почему так произошло? Перенаселен ность и описательность в романе Н. Вир ты — это следствие, думается, нечеткого авторского замысла. Авторский замысел воздействует на отбор жизненного мате риала и, в свою очередь, сам зависит от характера задуманных и начавших при нимать осязаемые черты героев произ ведения. Писатель не может создавать композицию произведения вне зависимо сти от его идеи и логического развития характера персонажей. Л. Леонов ут верждает, что композиция «по существу, и есть логика авторского мышления о теме. Работа над композицией дает воз можность правильно определить центр тяжести, главную линию действия»1. Главные герои «Возвращенной земли»— Пересветов и Скрыжняк — выбраны удачно, рядом с ними действуют проти вопоставленные Шурка и Петя,, выве денные менее крупным планом. А вокруг них толпится множество и необходимых в произведении и вовсе необязательных персонажей. Замысел романа оказался недостаточно конкретным, писатель не сумел последовательно воспользоваться законом строгого отбора жизненных фак тов. Конфликт между главными героями не мог вобрать в себя всего того, что хо тел отобразить автор в произведении, и потому он обратился к хроникальному изображению событий, — а это требует тщательного отделения необходимого от 1 Д . С т а р и к о в. «У Леонида Л еонова» . «Литературная г а з е т а » , 1959 г., 7 мая.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2