Сибирские огни, 1961, № 9
ятельность руководителей коммунистов поставлена в центр повествования, а раз витие взаимоотношений между директо ром совхоза Пересветовым и первым се кретарем Скрыжняком — одна из глав ных сюжетных линий романа. На пустынном месте начинает строи тельство нового совхоза Пересветов — центральный и наиболее удачно выпи санный герой «Возвращенной земли». Это пожилой человек, руководивший трестом совхозов. На целину его привле кли не поиски необычного и романтично го, как это было у многих молодых лю дей. Его не уговаривали ехать на восток, ему не угрожало исключение из партии, что было реальностью для Краснюка из «Орлиной степи». Пересветова хотели повысить в должности, а он решил бро сить насиженное место и отправиться на целинные земли. Его душа не испытыва ла полного удовлетворения от размерен ной и не очень трудной работы в тресте. Он понимает, что у него есть силы на большее, что служебный кабинет не сколько оторвал его от людей. Пересве тов «стремился к чему-то новому и све жему, совсем не похожему на то, что окружало его, необыкновенному по мас штабам и по своей природе. Услышав толки о целине, он сказал себе: «Вот это то, чего я хочу!» «Пересветов понимал, что на целине, как нигде, потребуются не только практики и знатоки сельского хозяйства, но и к тому же люди, силь ные духом, обладающие крепкой волей и упорством. Однако его стремление к дру гим местам и делам не исчерпывалось одним желанием снова наполниться чем- то свежим. На пустынных землях пред стояло решить задачу, которая была не под силу всем бывшим правителям Рос сии. И он, Пересветов, вложит свою до лю в этот почин! Право же, стоит жить, чтобы увидеть океан пшеницы и подер жать в горсти зерно, добытое и его тру дом в бесплодной степи». И вот Пересветов на целине. Много трудно разрешимых вопросов обруши вается на его голову. Они потребовали от него предельного напряжения всех его сил, он «неделями не читал газет, не слушал радио, забывал вовремя побрить ся, обедал ночью, завтракал на рассве те, иногда сутками оставался голод ным». Совхозу нужны механизаторы, а прислали «140 маменькиных сынков», многие из них еще не работали, только что закончили десятилетку, у других есть профессии, но они не нужны здесь. Приходится их учить новым специально стям. Новоселы приехали, как они дума ли, работать на полях, а их заставляют рыть котлованы. Плохо кормят рабочих в столовой. Остро не хватает жилья, по явились дезертиры. Нет молока для де тей, нет мяса, масла. Наехали «хулига ны, устраивают пьянки, дебоши, карточ ные игры идут до полуночи». Не ясно Пересветову, когда лучше сеять в Ка захстане: то ли ранней весной, то ли не сколько позже, как рекомендуют мест ные жители. Он настаивал на раннем севе и оказался неправ, в результате погиб урожай на большой площади. Тяжело переживает это Пересветов, ему «казалось, что солнце не только истре било посеянное им, но иссушило его мозг, испепелило волю, и жизнь черна, как эта земля». Очень трудно складываются отноше ния Пересветова с первым секретарем райкома Скрыжняком, человеком че стным, деловым, умным, но в то же вре мя очень упрямым, нередко разговари вающим с подчиненными нетерпимым тоном, тоном приказа и команды. Он привык решать все самовластно, опекать хозяйственных руководителей, в нем есть нечто от овечкинского Борзова, но изме нились времена, они потребовали от пар тийных руководителей нового подхода к решению жизненных проблем, более крепкой связи с массами, всяческой под держки их инициативы. Не так просто изживается старое у Скрыжняка, ему приходится в мучительной борьбе переде лывать самого себя. Этому и служит острый, но, может быть, излишне затя нувшийся по .воле писателя его конфликт с Пересветовым. Здесь столкнулись два сильных характера, автор не делает ни одного из них полностью правым, стыч ки у них происходят и при решении принципиальных вопросов, а иногда сыр- бор загорается из-за пустяков. Их недру желюбное, неприязненное отношение друг к другу сказывается подчас и на решении ими общественных вопросов. Здесь автор, думается, не погрешил против жизни. Эти характеры правдивы в своих глав ные чеотах, хотя кое-где видны и огре хи в их раскрытии. Как справедливо пи сал А. Коптелов, в истории вражды ге роев есть эпизоды по сути дела лишние, ничего нового не вносящие в их образы. Мало убедительно изображена личная ж и з р ь Скрыжняка, его разпыв с женой. Автор недостаточно заботится о правди вости художественных подробностей, у него нередко появляются приблизитель ные, неточные фразы, подверженные влиянию штампа. Такие огрехи в романе во многом объ ясняются излишней торопливостью авто ра, его недостаточной требовательностью к себе. В доказательство этой мысли приведем лишь один пример. В журна льной редакции романа вторая часть его завершалась сценой разговора Пересве това с Петей. Писатель вложил в уста Пересветова такие фалыниво-сёнтимен- тальные фразы: «— Вас очень любят, Перепелочкин, —в голосе Пересветова было так много теплоты, что Петя ушам своим не ве рил. — Любят? — машинально повторил он. — За что?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2