Сибирские огни, 1961, № 9

телю сцена ночевки в палатке во время бурана, когда у новоселов стыла от хо­ лода кровь. Преодолеть жуткую стужу Пете помог дорогой его сердцу образ Павки Корчагина, он хочет быть похо­ жим на него. Вторая удачная сцена — это работа Пети прицепщиком, когда он силой своего духа сумел преодолеть смертельную усталость. В других же сценах и ситуациях образ Пети тускне­ ет, теряет живые черты. Хотелось бы выяснить, почему непло­ хой авторский замысел не получил не­ обходимого художественного воплоще­ ния. Вот мы начинаем знакомиться с Пе­ тей и узнаем, что это был «высокий юно­ ша с бледным лицом в очках». Бледное лицо и очки? — сколько раз мы встреча­ лись в кинокартинах и книгах с этим приевшимся штампом при изображении интеллигентных людей! В райкоме Пете не дали путевки — он бежит на целину. И снова — это для «целинных» произведений не открытие. Писателю веришь, когда он говорит о пороках домашнего воспитания в семье Перепелочкиных, веришь, когда он под­ черкивает чистоту помыслов Пети, пони­ маешь, когда вся атмосфера нашего об­ щества воспитала в нем жажду подвигов и целеустремленность, что героические традиции комсомола, лучшие образы со­ ветской литературы вошли в душу ге­ роя. Но вызывает недоумение сцена азартной игры в карты. Петя сначала «сурово заметил, что карты не занятие для комсомольцев». Но затем он стал чувствовать, как «его забирало за жи­ вое, когда наступал критический момент розыгрыша банка». И он три вечера под­ ряд играет, проигрывает одиннадцатую сотню, «обливаясь потом и дрожа от волнения», — его «так трясло, что зуб не попадал на зуб». Это грехопадение героя слишком неожиданно для читате­ ля. Создается впечатление, что писатель, испугавшись, как бы его герой вдруг не стал идеальным, мазнул его для «равно­ весия» черной краской и не очень-то за­ думался над тем, что из этого вышло. В сцене карточной игры бригадир Белый был разоблачен как шулер и из­ бит членами его же бригады трактори­ стов. Руководитель потерпел моральный крах! В его взаимоотношениях с подчи­ ненными механизаторами должны поя­ виться новые оттенки. Белый недалек, всецело занят мечтой получить звезду героя, но и он должен был это почув­ ствовать. Но по воле автора этого не происходит. Белый как будто играет в поддавки, стремясь возможно быстрее разоблачить себя и прийти к печальному финишу. Он стал выдумывать для Пети «самые оскорбительные клички, изощ­ реннейшие издевательства». Белый за­ держивал горючее для агрегата, на кото­ ром работал Петя, «запретил собираться по вечерам под тем предлогом, будто ре­ бята не высыпаются, отобрал книги, ко­ торые Пете купила в Москве тетка». А как ведет себя в этих сценах герой? Как безвольный интеллигентский хлю­ пик, совершенно лишенный чувства че­ ловеческого достоинства. Даже когда у него отобрали постельные принадлежно­ сти, по указанию Белого, он на эту во­ пиющую несправедливость реагировал лишь вопросом: «Это почему же так?» Откуда у Пети такая безропотность, столь характерная для «маленьких лю­ дей» прошлого века? Если присматриваться к молодому по­ ложительному герою из «массы» в про­ изведениях, посвященных целине, то нетрудно заметить, что он представлен в них, главным образом, интеллигентом, квалифицированным специалистом — инженером Багряновым, агрономами Корневым и Струговой, фельдшером Женей и т. д. В этом нет ничего плохого. Но почему-то писатели не хотят ставить в центр произведения еще более массо­ видный тип рядового советского чело­ века — тракториста, шофера, комбайне­ ра. Без них, конечно, не обходится ни один роман, и ни одна повесть, но они обычно показаны не в качестве главных героев (лишь Степан Ревун в «Аленке» С. Антонова и Гошка в повести В. Вой- новича играют положенную им самой жизнью первостепенную роль). Дело здесь не в том, что обижена какая-то профессия, а в том, что, сосредоточив основное внимание на интеллигентном человеке из массы, писатель не может по-настоящему показать некоторые су­ щественные ее черты, черты человека, непосредственно создающего материаль­ ные блага, человека физического труда, участника прямого штурма целинных просторов. 4 В романе Н. Вирты обилие персона­ жей — и молодых, и среднего возраста, и пожилых. Он хотел показать, что на­ ступление на целину вел весь советский народ. Ясно, что без руководства ком­ мунистов одна молодежь, не имеющая опыта и глубоких знаний, не могла бы одержать столь славные победы над це­ линой' Ценно то, что Н. Вирта крупным планом показал руководящих работников партии, руководителей совхозов — гвар­ дию советского народа. И здесь писа­ тель добился главных успехов. Коммунисты действуют и в произведе­ ниях других авторов: в «Орлиной степи» Зима помогает Багрянову в его начина­ ниях (но образ Зимы получился у М. Бу- беннова плохо индивидуализированным); живейшее участие в делах молодежи принимает Николаев в «Снегах метель­ ных», чутким воспитателем проявил себя Леонтьев в романе Е. Пермитина, Кручи­ на и Ратник наставляют на правильный жизненный путь юного Васю в повести «Утро моей жизни». Но у Н. Вирты де­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2