Сибирские огни, 1961, № 9
телю сцена ночевки в палатке во время бурана, когда у новоселов стыла от хо лода кровь. Преодолеть жуткую стужу Пете помог дорогой его сердцу образ Павки Корчагина, он хочет быть похо жим на него. Вторая удачная сцена — это работа Пети прицепщиком, когда он силой своего духа сумел преодолеть смертельную усталость. В других же сценах и ситуациях образ Пети тускне ет, теряет живые черты. Хотелось бы выяснить, почему непло хой авторский замысел не получил не обходимого художественного воплоще ния. Вот мы начинаем знакомиться с Пе тей и узнаем, что это был «высокий юно ша с бледным лицом в очках». Бледное лицо и очки? — сколько раз мы встреча лись в кинокартинах и книгах с этим приевшимся штампом при изображении интеллигентных людей! В райкоме Пете не дали путевки — он бежит на целину. И снова — это для «целинных» произведений не открытие. Писателю веришь, когда он говорит о пороках домашнего воспитания в семье Перепелочкиных, веришь, когда он под черкивает чистоту помыслов Пети, пони маешь, когда вся атмосфера нашего об щества воспитала в нем жажду подвигов и целеустремленность, что героические традиции комсомола, лучшие образы со ветской литературы вошли в душу ге роя. Но вызывает недоумение сцена азартной игры в карты. Петя сначала «сурово заметил, что карты не занятие для комсомольцев». Но затем он стал чувствовать, как «его забирало за жи вое, когда наступал критический момент розыгрыша банка». И он три вечера под ряд играет, проигрывает одиннадцатую сотню, «обливаясь потом и дрожа от волнения», — его «так трясло, что зуб не попадал на зуб». Это грехопадение героя слишком неожиданно для читате ля. Создается впечатление, что писатель, испугавшись, как бы его герой вдруг не стал идеальным, мазнул его для «равно весия» черной краской и не очень-то за думался над тем, что из этого вышло. В сцене карточной игры бригадир Белый был разоблачен как шулер и из бит членами его же бригады трактори стов. Руководитель потерпел моральный крах! В его взаимоотношениях с подчи ненными механизаторами должны поя виться новые оттенки. Белый недалек, всецело занят мечтой получить звезду героя, но и он должен был это почув ствовать. Но по воле автора этого не происходит. Белый как будто играет в поддавки, стремясь возможно быстрее разоблачить себя и прийти к печальному финишу. Он стал выдумывать для Пети «самые оскорбительные клички, изощ реннейшие издевательства». Белый за держивал горючее для агрегата, на кото ром работал Петя, «запретил собираться по вечерам под тем предлогом, будто ре бята не высыпаются, отобрал книги, ко торые Пете купила в Москве тетка». А как ведет себя в этих сценах герой? Как безвольный интеллигентский хлю пик, совершенно лишенный чувства че ловеческого достоинства. Даже когда у него отобрали постельные принадлежно сти, по указанию Белого, он на эту во пиющую несправедливость реагировал лишь вопросом: «Это почему же так?» Откуда у Пети такая безропотность, столь характерная для «маленьких лю дей» прошлого века? Если присматриваться к молодому по ложительному герою из «массы» в про изведениях, посвященных целине, то нетрудно заметить, что он представлен в них, главным образом, интеллигентом, квалифицированным специалистом — инженером Багряновым, агрономами Корневым и Струговой, фельдшером Женей и т. д. В этом нет ничего плохого. Но почему-то писатели не хотят ставить в центр произведения еще более массо видный тип рядового советского чело века — тракториста, шофера, комбайне ра. Без них, конечно, не обходится ни один роман, и ни одна повесть, но они обычно показаны не в качестве главных героев (лишь Степан Ревун в «Аленке» С. Антонова и Гошка в повести В. Вой- новича играют положенную им самой жизнью первостепенную роль). Дело здесь не в том, что обижена какая-то профессия, а в том, что, сосредоточив основное внимание на интеллигентном человеке из массы, писатель не может по-настоящему показать некоторые су щественные ее черты, черты человека, непосредственно создающего материаль ные блага, человека физического труда, участника прямого штурма целинных просторов. 4 В романе Н. Вирты обилие персона жей — и молодых, и среднего возраста, и пожилых. Он хотел показать, что на ступление на целину вел весь советский народ. Ясно, что без руководства ком мунистов одна молодежь, не имеющая опыта и глубоких знаний, не могла бы одержать столь славные победы над це линой' Ценно то, что Н. Вирта крупным планом показал руководящих работников партии, руководителей совхозов — гвар дию советского народа. И здесь писа тель добился главных успехов. Коммунисты действуют и в произведе ниях других авторов: в «Орлиной степи» Зима помогает Багрянову в его начина ниях (но образ Зимы получился у М. Бу- беннова плохо индивидуализированным); живейшее участие в делах молодежи принимает Николаев в «Снегах метель ных», чутким воспитателем проявил себя Леонтьев в романе Е. Пермитина, Кручи на и Ратник наставляют на правильный жизненный путь юного Васю в повести «Утро моей жизни». Но у Н. Вирты де
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2