Сибирские огни, 1961, № 9
тированный Чупров, и неопытные в жиз ни Вася Проскурин и Женя, столкнув шись по-настойщему с реальной дей ствительностью, учатся отличать главное в человеке от второстепенного, зерно от шелухи. Наиболее рельефно и убедительно тема простого человека решается в по вести С. Антонова «Аленка». Разные по возрасту, специальности и характеру лю ди рассказывают о своей жизни на цели не: и воспитанный в атмосфере тридца тых годов с их пафосом героических но востроек главный механик Гулько, и на первый взгляд, мало приспособленная к жизни стоматолог Эльза Калнынь, и не давний моряк Степан Ревун, и пожилая Василиса Петровна, все лето прорабо тавшая поварихой, — все они «с виду... простые, обыкновенные люди», а на са мом деле они совсем не простые и очень необыкновенные. В их бесхитростных рассказах просто, естественно и ярко от разился пафос покорения целины. Эту же цель преследовал и автор по вести «Мы здесь живем» В. Войнович. Он героическое показывает через под черкнуто будничное — и это отразилось на стиле и языке произведения. У В. Войновича нет громких, ложно-роман- тических фраз, нет нарочитых нажимов и фальши в раскрытии характеров героев. Он не стремится показывать их в лоб, не дает развернутых авторских харак теристик, а изображает их поступки и как бы говорит читателю: вот их дела, а что это за люди — судите сами. У молодого автора хорошая наблюдатель ность, умение отобрать точные детали для характеристики героя, для создания зримой картины. Однако повести в це лом не хватает целенаправленности, не которые сцены в ней, расширяя карти ну рисуемой жизни, не углубляют наше представление о ней, а нарочитая «объ ективность» оборачивается подчас автор ской бесстрастностью. К тому же про стые, обыкновенные герои его оказыва ются не очень-то интересными, лишен ными изюминки необыкновенного. Что же представляет из себя совре менный молодой «человек из массы»? Это и Леонид Багрянов, и Андрей Кор нев, и Женя, и Эльза, и Гошка, герой по вести В. Войновича. Не может быть од ного социально-психологического типа, полностью определяющего простого «че ловека из массы». Меняется масса, меня ются и ее герои, но и в какой-то кон кретный момент суть ее может быть вы ражена многообразными типами челове ческих характеров. Но могут спросить, а будут ли Багрянов, Корнев, Калнынь, люди с высшим образованием, представ лять массу в настоящее время? Думает ся, будут. Молодежь, как губка, впиты вает в. себя дух своей эпохи. Наша стра на исполинскими шагами идет к ком мунизму; полнокровнее, интереснее жи вут советские люди. Они еще смелее дерзают, больше знают, больше путе шествуют, больше видят и читают. По сравнению со своими предшественника ми, нынешняя молодежь стала более ин теллектуальной. Теперь многие у нас за канчивают средние школы, техникумы, вузы, и они все больше «пропитывают» собой «массу». Коренные изменения пре терпевает и психологический облик обла дателей аттестата зрелости. Десять лет назад можно было часто услышать в школе, как учитель, стремясь заставить заниматься нерадивого ученика, бросал: «Учись хорошо — иначе на завод пой дешь!» В настоящее время коренным об разом перестраивается учебно-воспита тельная работа в школе, и результаты этого уже дают о себе знать, хотя и не так быстро, как хотелось бы... Тысячи вчерашних десятиклассников прибыли на целину, ставшую для них ответственной проверкой, подлинным эк заменом на жизненный аттестат зрело сти. Н. Вирта в романе «Возвращенная земля» сообщает, что директору совхо за Пересветову прислали «140 мамень киных сынков», из них 47 — «только окончили десятилетку, без профессии». Уже в начале романа мы сталкиваемся с Петей Перепелочкиным, закончившим школу с медалью и ничего не умеющим делать: до приезда на целину он «не вбил гвоздя, не принес ведра воды, не расколол ни одного полена». Петя упус тил время поступления в институт, пар тия призвала молодежь ехать обживать целину, и он бросился «в неведомое и прекрасное» — в казахстанские степи, где «романтика и великая цель слились воедино...» Процесс духовного становления вче рашнего десятиклассника — проблема не новая в нашей литературе, она интере сно и своеобразно разрешена в талантли вой повести А. Кузнецова «Продолже ние легенды». Главного героя ее ни шко ла, ни семья не научили глубоко и пра вильно разбираться в жизненных явлени ях, этому научила его работа на строи тельстве Иркутской гидроэлектростан ции. Н. Вирта подчеркивает в своем ге рое интеллектуальность, интеллигент ность, умение с правильных позиций под ходить к жизни и вместе с тем полную физическую беспомощность. Писатель стремился показать, как целина привела в должное соответствие эти две стороны развития героя, как она проверила и за калила его волю и высокий моральный дух. Физически не подготовленный к трудным испытаниям Петя сначала зави дует веселому, разбитному Шурке, мо гущему неутомимо работать. Но в кон це концов он оказывается сильнее его. Когда Шурка совершил подлость, то именно от Пети получил хлесткую поще чину. Развитие характера Пети не про слеживается автором детально, а рас крывается лишь несколькими пунктирны ми линиями. Врезается в память чита
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2