Сибирские огни, 1961, № 9

тированный Чупров, и неопытные в жиз­ ни Вася Проскурин и Женя, столкнув­ шись по-настойщему с реальной дей­ ствительностью, учатся отличать главное в человеке от второстепенного, зерно от шелухи. Наиболее рельефно и убедительно тема простого человека решается в по­ вести С. Антонова «Аленка». Разные по возрасту, специальности и характеру лю­ ди рассказывают о своей жизни на цели­ не: и воспитанный в атмосфере тридца­ тых годов с их пафосом героических но­ востроек главный механик Гулько, и на первый взгляд, мало приспособленная к жизни стоматолог Эльза Калнынь, и не­ давний моряк Степан Ревун, и пожилая Василиса Петровна, все лето прорабо­ тавшая поварихой, — все они «с виду... простые, обыкновенные люди», а на са­ мом деле они совсем не простые и очень необыкновенные. В их бесхитростных рассказах просто, естественно и ярко от­ разился пафос покорения целины. Эту же цель преследовал и автор по­ вести «Мы здесь живем» В. Войнович. Он героическое показывает через под­ черкнуто будничное — и это отразилось на стиле и языке произведения. У В. Войновича нет громких, ложно-роман- тических фраз, нет нарочитых нажимов и фальши в раскрытии характеров героев. Он не стремится показывать их в лоб, не дает развернутых авторских харак­ теристик, а изображает их поступки и как бы говорит читателю: вот их дела, а что это за люди — судите сами. У молодого автора хорошая наблюдатель­ ность, умение отобрать точные детали для характеристики героя, для создания зримой картины. Однако повести в це­ лом не хватает целенаправленности, не­ которые сцены в ней, расширяя карти­ ну рисуемой жизни, не углубляют наше представление о ней, а нарочитая «объ­ ективность» оборачивается подчас автор­ ской бесстрастностью. К тому же про­ стые, обыкновенные герои его оказыва­ ются не очень-то интересными, лишен­ ными изюминки необыкновенного. Что же представляет из себя совре­ менный молодой «человек из массы»? Это и Леонид Багрянов, и Андрей Кор­ нев, и Женя, и Эльза, и Гошка, герой по­ вести В. Войновича. Не может быть од­ ного социально-психологического типа, полностью определяющего простого «че­ ловека из массы». Меняется масса, меня­ ются и ее герои, но и в какой-то кон­ кретный момент суть ее может быть вы­ ражена многообразными типами челове­ ческих характеров. Но могут спросить, а будут ли Багрянов, Корнев, Калнынь, люди с высшим образованием, представ­ лять массу в настоящее время? Думает­ ся, будут. Молодежь, как губка, впиты­ вает в. себя дух своей эпохи. Наша стра­ на исполинскими шагами идет к ком­ мунизму; полнокровнее, интереснее жи­ вут советские люди. Они еще смелее дерзают, больше знают, больше путе­ шествуют, больше видят и читают. По сравнению со своими предшественника­ ми, нынешняя молодежь стала более ин­ теллектуальной. Теперь многие у нас за­ канчивают средние школы, техникумы, вузы, и они все больше «пропитывают» собой «массу». Коренные изменения пре­ терпевает и психологический облик обла­ дателей аттестата зрелости. Десять лет назад можно было часто услышать в школе, как учитель, стремясь заставить заниматься нерадивого ученика, бросал: «Учись хорошо — иначе на завод пой­ дешь!» В настоящее время коренным об­ разом перестраивается учебно-воспита­ тельная работа в школе, и результаты этого уже дают о себе знать, хотя и не так быстро, как хотелось бы... Тысячи вчерашних десятиклассников прибыли на целину, ставшую для них ответственной проверкой, подлинным эк­ заменом на жизненный аттестат зрело­ сти. Н. Вирта в романе «Возвращенная земля» сообщает, что директору совхо­ за Пересветову прислали «140 мамень­ киных сынков», из них 47 — «только окончили десятилетку, без профессии». Уже в начале романа мы сталкиваемся с Петей Перепелочкиным, закончившим школу с медалью и ничего не умеющим делать: до приезда на целину он «не вбил гвоздя, не принес ведра воды, не расколол ни одного полена». Петя упус­ тил время поступления в институт, пар­ тия призвала молодежь ехать обживать целину, и он бросился «в неведомое и прекрасное» — в казахстанские степи, где «романтика и великая цель слились воедино...» Процесс духовного становления вче­ рашнего десятиклассника — проблема не новая в нашей литературе, она интере­ сно и своеобразно разрешена в талантли­ вой повести А. Кузнецова «Продолже­ ние легенды». Главного героя ее ни шко­ ла, ни семья не научили глубоко и пра­ вильно разбираться в жизненных явлени­ ях, этому научила его работа на строи­ тельстве Иркутской гидроэлектростан­ ции. Н. Вирта подчеркивает в своем ге­ рое интеллектуальность, интеллигент­ ность, умение с правильных позиций под­ ходить к жизни и вместе с тем полную физическую беспомощность. Писатель стремился показать, как целина привела в должное соответствие эти две стороны развития героя, как она проверила и за­ калила его волю и высокий моральный дух. Физически не подготовленный к трудным испытаниям Петя сначала зави­ дует веселому, разбитному Шурке, мо­ гущему неутомимо работать. Но в кон­ це концов он оказывается сильнее его. Когда Шурка совершил подлость, то именно от Пети получил хлесткую поще­ чину. Развитие характера Пети не про­ слеживается автором детально, а рас­ крывается лишь несколькими пунктирны­ ми линиями. Врезается в память чита­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2