Сибирские огни, 1961, № 9
своей обаятельной женственностью, доб рым и сострадательным сердцем, душев ным вниманием к людям. Как и Тоне, ей сразу же пришлось столкнуться с трудными испытаниями, разрушившими ее иллюзорный романтический мир. У нее было немало разочарований на це лине. По долгу службы она познакоми лась с бытовыми условиями жизни ра бочих автобазы и увидела страшные бес порядки: шоферы жили в длинной зем лянке с земляным полом, в ней постоян но держался полумрак, на сплошных нарах с голыми матрацами ночевало че ловек по сорок, лампа тухла от нехватки кислорода. «Никогда еще, кажется, Же ня так не злилась». Она стала кричать на Жакипова, по ее мнению, виновного в этих безобразиях... Много треволнений выпало на долю Жени. И однажды ей показалось, что она не вытерпит здешней жизни, что це лина не для нее. Женя решила убежать. «Долг, мужество, — думает она, — все это пустое, временное, а семья, тихий дом — вечное, незыблемое, устойчивое. Голос совести выдумали те, кто отлично умеет жить, не мучаясь ни за себя, ни за других». Она приехала в «большой, родной, красивый Челябинск» 7 ноября и только тут поняла, что ей «не хотелось рас статься с тем большим чувством гордо сти за себя, с которым она жила» на це лине. «Она уже начинает думать, что вовсе не бежала... а просто поддалась мимолетному детскому желанию немед ленно увидеть родной дом». Ею гордят ся, восхищаются, — ведь она целинни ца! В училище она оказывается за сто лом президиума и даже выступила «а торжественном собрании. «Она призва ла выпускников, не страшась ехать на целину, ибо большие трудности рожда ют большую любовь к жизни». Дома она стала рассказывать отцу и матери о сложности и необычности целинной жизни, но «получилось слишком обыден но, негероично». Ей показалось, что там она попусту волновалась, «слишком близко к сердцу принимала легонькие невзгоды». Жене хотелось, чтобы роди тели видели в ней героиню. И вдруг до ее сознания дошло, что люди в Камыш- ном, откуда она убежала и о чем нико му не говорила, «и в самом деле удиви тельные... Ей захотелось вернуться к ним... Она испытала влекущую силу тя гот, которые привыкла делить с другими, поняла, что для людей чистой совести во обще нет легкой жизни». Ее манит про стор, волнение, борьба... Наивная книж ная романтика уступила место в ее ду ше романтике самой действительности, романтике покорения природы, романти ке борьбы. Женя рассталась с красивы ми, но ненужными иллюзиями и приоб рела новые ценные качества: глубже стал ее взгляд на жизнь, крепче сила воли, теснее связь с людьми. Сначала все житье-бытье в Камышном было как бы освещено образом Наташи. Но вот, приехав снова сюда и окунув шись в прежние заботы и печали, она прочитала эпилог романа (это «совпаде ние» получилось у И. Щеголихина не сколько искусственным, здесь ощуща ется явная заданность): «Теперь часто было видно одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была только сильная, красивая и плодовитая самка... все порывы Наташи имели началом толь ко потребность иметь семью». С такой Наташей не могла согласиться Женя, только семья не может удовлетворить ее: она не может «жить без тех людей, которых она полюбила в последние ме сяцы». Не будем останавливаться на недо статках произведения, о них справедли во писал Н. Ровенский. В целом же И. Щеголихину удалось отобразить ге роику целинной жизни, показать роман тику борьбы с природой. 3 Во многих произведениях о целине («Ручьи весенние» Е. Пермитина, «Вто рая весна» М. Зуева, «Снега метель ные» И. Щеголихина, «Мы здесь жи вем» В. Войновича, «Аленка» С. Анто нова) выделяется тема простого советско го человека, необыкновенного в своей обаятельной нравственной красоте и ве ликих деяниях. Показать величие и ду ховную красоту рядовых советских лю дей — это важнейшая задача советских писателей. О ней настойчиво в свое вре мя написал М. Горький, утверждая, что героем наших дней является «простой» человек из массы. Он называл героя из массы «маленьким, но великим челове ком», «самым необходимым человеком на земле», призывал воспеть «скромный, будничный труд маленькие великих людей». Наши писатели и следуют заве там М. Горького. Это обыкновенный советский человек совершает необычай ные, титанические по размахам дела, это он за несколько лет разогнал много вековой сон целинных степей Казахста на и Сибири, построил там новую жизнь. Создавая образ целинника, писатели выявляют в человеке главные, определя ющие черты характера, вскрывают зако номерные связи между его внутренними и внешними качествами. Они умеют изо бразить внешне обыденных людей прив- лекательными, одухотворенными высшей внутренней красотой. Непривлекательна внешность у Груни Ворониной — герои ни «Ручьи весенние», — но красива ее душа, чисты и благородны ее поиски. Прекрасна внешняя красота у Неточки, но морально несчистоплотно ведет себя эта талантливая артистка, и в «поедин ке» с Верой Струговой она терпит не ожиданное для нее, но вполне законо мерное поражение. И несколько экзаль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2