Сибирские огни, 1961, № 9

своей обаятельной женственностью, доб­ рым и сострадательным сердцем, душев­ ным вниманием к людям. Как и Тоне, ей сразу же пришлось столкнуться с трудными испытаниями, разрушившими ее иллюзорный романтический мир. У нее было немало разочарований на це­ лине. По долгу службы она познакоми­ лась с бытовыми условиями жизни ра­ бочих автобазы и увидела страшные бес­ порядки: шоферы жили в длинной зем­ лянке с земляным полом, в ней постоян­ но держался полумрак, на сплошных нарах с голыми матрацами ночевало че­ ловек по сорок, лампа тухла от нехватки кислорода. «Никогда еще, кажется, Же­ ня так не злилась». Она стала кричать на Жакипова, по ее мнению, виновного в этих безобразиях... Много треволнений выпало на долю Жени. И однажды ей показалось, что она не вытерпит здешней жизни, что це­ лина не для нее. Женя решила убежать. «Долг, мужество, — думает она, — все это пустое, временное, а семья, тихий дом — вечное, незыблемое, устойчивое. Голос совести выдумали те, кто отлично умеет жить, не мучаясь ни за себя, ни за других». Она приехала в «большой, родной, красивый Челябинск» 7 ноября и только тут поняла, что ей «не хотелось рас­ статься с тем большим чувством гордо­ сти за себя, с которым она жила» на це­ лине. «Она уже начинает думать, что вовсе не бежала... а просто поддалась мимолетному детскому желанию немед­ ленно увидеть родной дом». Ею гордят­ ся, восхищаются, — ведь она целинни­ ца! В училище она оказывается за сто­ лом президиума и даже выступила «а торжественном собрании. «Она призва­ ла выпускников, не страшась ехать на целину, ибо большие трудности рожда­ ют большую любовь к жизни». Дома она стала рассказывать отцу и матери о сложности и необычности целинной жизни, но «получилось слишком обыден­ но, негероично». Ей показалось, что там она попусту волновалась, «слишком близко к сердцу принимала легонькие невзгоды». Жене хотелось, чтобы роди­ тели видели в ней героиню. И вдруг до ее сознания дошло, что люди в Камыш- ном, откуда она убежала и о чем нико­ му не говорила, «и в самом деле удиви­ тельные... Ей захотелось вернуться к ним... Она испытала влекущую силу тя­ гот, которые привыкла делить с другими, поняла, что для людей чистой совести во­ обще нет легкой жизни». Ее манит про­ стор, волнение, борьба... Наивная книж­ ная романтика уступила место в ее ду­ ше романтике самой действительности, романтике покорения природы, романти­ ке борьбы. Женя рассталась с красивы­ ми, но ненужными иллюзиями и приоб­ рела новые ценные качества: глубже стал ее взгляд на жизнь, крепче сила воли, теснее связь с людьми. Сначала все житье-бытье в Камышном было как бы освещено образом Наташи. Но вот, приехав снова сюда и окунув­ шись в прежние заботы и печали, она прочитала эпилог романа (это «совпаде­ ние» получилось у И. Щеголихина не­ сколько искусственным, здесь ощуща­ ется явная заданность): «Теперь часто было видно одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была только сильная, красивая и плодовитая самка... все порывы Наташи имели началом толь­ ко потребность иметь семью». С такой Наташей не могла согласиться Женя, только семья не может удовлетворить ее: она не может «жить без тех людей, которых она полюбила в последние ме­ сяцы». Не будем останавливаться на недо­ статках произведения, о них справедли­ во писал Н. Ровенский. В целом же И. Щеголихину удалось отобразить ге­ роику целинной жизни, показать роман­ тику борьбы с природой. 3 Во многих произведениях о целине («Ручьи весенние» Е. Пермитина, «Вто­ рая весна» М. Зуева, «Снега метель­ ные» И. Щеголихина, «Мы здесь жи­ вем» В. Войновича, «Аленка» С. Анто­ нова) выделяется тема простого советско­ го человека, необыкновенного в своей обаятельной нравственной красоте и ве­ ликих деяниях. Показать величие и ду­ ховную красоту рядовых советских лю­ дей — это важнейшая задача советских писателей. О ней настойчиво в свое вре­ мя написал М. Горький, утверждая, что героем наших дней является «простой» человек из массы. Он называл героя из массы «маленьким, но великим челове­ ком», «самым необходимым человеком на земле», призывал воспеть «скромный, будничный труд маленькие великих людей». Наши писатели и следуют заве­ там М. Горького. Это обыкновенный советский человек совершает необычай­ ные, титанические по размахам дела, это он за несколько лет разогнал много­ вековой сон целинных степей Казахста­ на и Сибири, построил там новую жизнь. Создавая образ целинника, писатели выявляют в человеке главные, определя­ ющие черты характера, вскрывают зако­ номерные связи между его внутренними и внешними качествами. Они умеют изо­ бразить внешне обыденных людей прив- лекательными, одухотворенными высшей внутренней красотой. Непривлекательна внешность у Груни Ворониной — герои­ ни «Ручьи весенние», — но красива ее душа, чисты и благородны ее поиски. Прекрасна внешняя красота у Неточки, но морально несчистоплотно ведет себя эта талантливая артистка, и в «поедин­ ке» с Верой Струговой она терпит не­ ожиданное для нее, но вполне законо­ мерное поражение. И несколько экзаль­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2