Сибирские огни, 1961, № 9
Дед-моряк участвовал в штурме Зимне го дворца в 1917 г. и двумя годами поз же был расстрелян колчаковцами в Ом ске. Отец добровольно ушел на фронт и погиб в тылу врага при выполнении бое вого задания. «Одним словом,— рассуж дает юный герой,— и у отца и у деда была настоящая героическая жизнь, а у меня неинтересная и очень скучная». Васю захватила общенародная задача — преобразовать необжитые земли,— и он убежал на целину. Со многими трудностями столкнулся Вася при осуществлении своего плана: ему пришлось достать путевку на целину по подложному документу, продать на базаре костюм и пальто, чтобы собрать денег на покупку билета. Нелегким ока залось и расставание с родным городом, матерью и сестрой, со своей безоблачной юностью. Когда поезд понес его на дале кий Алтай, то Вася не выдержал и за плакал. Он стремился выполнить наказ отца, завещавшего ему в предсмертном письме «не искать легких путей в жиз ни», но в то же время, как показывает автор, юноша не всегда успешно проти востоит жизненным испытаниям. Уже в пути его необоснованно обвинили в во ровстве и отобрали у него деньги. Ему пришлось лгать умному и чуткому сек ретарю партбюро Кручине, объясняя причины, побудившие его бросить уче бу и приехать на целину. Желая пока зать себя взрослым, не отставать от бо лее опытных товарищей, он выпивает стакан самогонки и затем убивает чужо го гуся. Вася ошибся в оценке мораль ных качеств Федосеева и совершил ряд нехороших поступков по его указке — в результате он оказался в сложных отно шениях с другими членами тракторной бригады. Тяжело ему выслушивать гнев ные, но справедлиные слова товарищей на комсомольском собрании; И. Кожев ников показал, как суровая целинная жизнь излечивает героя от ложной ро мантики и формирует его характер. 1 Повесть написана от лица ее главного героя Васи Проскурина. При такой фор ме повествования автору удобно изобра жать душевный мир рассказчика, его ду ховную эволюцию, его думы и пережива ния. Однако И. Кожевников не исполь зовал в полную силу возможностей этой формы. Он почему-то побоялся дать большую свободу мыслям и чувствам своего юного героя; его переживания подменены подчас искусственно нагнета емыми злоключениями, писатель не су мел раскрыть психологию многих дей ствующих лиц повести в соответствии со своим замыслом. Потому, видимо, в повести оказался ряд малоправдоподоб ных, плохо мотивированных случаев. На пример, анекдотически решается вопрос о замене управляющего отделением, со мнительно по своей достоверности пору чение Костромыгина Васе — объяснить ся Тоне в любви от его имени, сказать о его желании жениться на ней и т. д. и т. п. Стремясь убедительно показать диа лектику души человека, писатели не слу чайно обращаются либо к повествованию от первого лица, либо от лица автора, но с точки зрения героя. Вторая компози ционная форма требует от автора хоро шей литературной техники, но предостав ляет ему большую свободу в построении произведения. Этим неплохо воспользовался молодой писатель И. Щеголихин в своем романе «Снега метельные». Многие события и персонажи даны в нем через восприя тие непосредственной' и целомудренной девушки Жени. Она на три года старше Васи Проскурина, приехала работать на целину после окончания медицинского училища. Васю привели на целину роман тические поиски необычного, стремление совершить подвиг, Он берет пример со- своего деда и отца, героически сражав шихся за свободу родины, стремится подражать жизни чудесного писателя А. Гайдара, убежавшего в детстве из дому, чтобы принять участие в борьбе с. врагами. Героиня И. Щеголихина своими на ставниками избрала героев литературы девятнадцатого века. Когда читаешь, что Женя на целину «приехала проверить себя, насколько она способна выдер жать... трудности, бороться с ними, быть’ мужественной», то становится понятно,, что для нее не прошло бесследно чте ние романа Н. Чернышевского «Что де лать?». Женя готовит «себя к великому будущему», мечтает поступить в инсти тут, на студенческой скамье защитить кандидатскую диссератацию. Живя в созданном ею книжно-романтическом ми ре, она не терпела обыкновенных людей, мечтала о славе, которую принесет ей. научное открытие; ее препарат излечит тысячи больных, ей присудят Ленин скую премию... «В нее влюбится моло дой человек, похожий на князя Андрея, — обаятельный, умный, честолюбивый, и красивый». Для наивно-романтической Жени предметом постоянного подража ния была Наташа Ростова. У нее она училась душевному благородству. «В за труднительных случаях Женя спрашива ла себя: «А как бы на моем месте по ступила Наташа Ростова?». Она пред ставляла себя живым продолжением: Наташи в ином, социалистическом об ществе, но все в той же дорогой сердцу России. Она не боялась упреков в том, что подражает дворянской дочери. Ге роине великого писателя подражать мож,- но. Живи Наташа Ростова в наше вре мя, решилась бы она поехать на цели ну?.. В этом Женя не сомневалась». Автор показывает героиню изнутри, подчеркивает ее духовную эволюцию. Женя похожа в известной степени на То ню Глечикову из повести С. Антонова, «Дело было в Пенькове» — похож®
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2