Сибирские огни, 1961, № 9

Дед-моряк участвовал в штурме Зимне­ го дворца в 1917 г. и двумя годами поз­ же был расстрелян колчаковцами в Ом­ ске. Отец добровольно ушел на фронт и погиб в тылу врага при выполнении бое­ вого задания. «Одним словом,— рассуж­ дает юный герой,— и у отца и у деда была настоящая героическая жизнь, а у меня неинтересная и очень скучная». Васю захватила общенародная задача — преобразовать необжитые земли,— и он убежал на целину. Со многими трудностями столкнулся Вася при осуществлении своего плана: ему пришлось достать путевку на целину по подложному документу, продать на базаре костюм и пальто, чтобы собрать денег на покупку билета. Нелегким ока­ залось и расставание с родным городом, матерью и сестрой, со своей безоблачной юностью. Когда поезд понес его на дале­ кий Алтай, то Вася не выдержал и за­ плакал. Он стремился выполнить наказ отца, завещавшего ему в предсмертном письме «не искать легких путей в жиз­ ни», но в то же время, как показывает автор, юноша не всегда успешно проти­ востоит жизненным испытаниям. Уже в пути его необоснованно обвинили в во­ ровстве и отобрали у него деньги. Ему пришлось лгать умному и чуткому сек­ ретарю партбюро Кручине, объясняя причины, побудившие его бросить уче­ бу и приехать на целину. Желая пока­ зать себя взрослым, не отставать от бо­ лее опытных товарищей, он выпивает стакан самогонки и затем убивает чужо­ го гуся. Вася ошибся в оценке мораль­ ных качеств Федосеева и совершил ряд нехороших поступков по его указке — в результате он оказался в сложных отно­ шениях с другими членами тракторной бригады. Тяжело ему выслушивать гнев­ ные, но справедлиные слова товарищей на комсомольском собрании; И. Кожев­ ников показал, как суровая целинная жизнь излечивает героя от ложной ро­ мантики и формирует его характер. 1 Повесть написана от лица ее главного героя Васи Проскурина. При такой фор­ ме повествования автору удобно изобра­ жать душевный мир рассказчика, его ду­ ховную эволюцию, его думы и пережива­ ния. Однако И. Кожевников не исполь­ зовал в полную силу возможностей этой формы. Он почему-то побоялся дать большую свободу мыслям и чувствам своего юного героя; его переживания подменены подчас искусственно нагнета­ емыми злоключениями, писатель не су­ мел раскрыть психологию многих дей­ ствующих лиц повести в соответствии со своим замыслом. Потому, видимо, в повести оказался ряд малоправдоподоб­ ных, плохо мотивированных случаев. На­ пример, анекдотически решается вопрос о замене управляющего отделением, со­ мнительно по своей достоверности пору­ чение Костромыгина Васе — объяснить­ ся Тоне в любви от его имени, сказать о его желании жениться на ней и т. д. и т. п. Стремясь убедительно показать диа­ лектику души человека, писатели не слу­ чайно обращаются либо к повествованию от первого лица, либо от лица автора, но с точки зрения героя. Вторая компози­ ционная форма требует от автора хоро­ шей литературной техники, но предостав­ ляет ему большую свободу в построении произведения. Этим неплохо воспользовался молодой писатель И. Щеголихин в своем романе «Снега метельные». Многие события и персонажи даны в нем через восприя­ тие непосредственной' и целомудренной девушки Жени. Она на три года старше Васи Проскурина, приехала работать на целину после окончания медицинского училища. Васю привели на целину роман­ тические поиски необычного, стремление совершить подвиг, Он берет пример со- своего деда и отца, героически сражав­ шихся за свободу родины, стремится подражать жизни чудесного писателя А. Гайдара, убежавшего в детстве из дому, чтобы принять участие в борьбе с. врагами. Героиня И. Щеголихина своими на­ ставниками избрала героев литературы девятнадцатого века. Когда читаешь, что Женя на целину «приехала проверить себя, насколько она способна выдер­ жать... трудности, бороться с ними, быть’ мужественной», то становится понятно,, что для нее не прошло бесследно чте­ ние романа Н. Чернышевского «Что де­ лать?». Женя готовит «себя к великому будущему», мечтает поступить в инсти­ тут, на студенческой скамье защитить кандидатскую диссератацию. Живя в созданном ею книжно-романтическом ми­ ре, она не терпела обыкновенных людей, мечтала о славе, которую принесет ей. научное открытие; ее препарат излечит тысячи больных, ей присудят Ленин­ скую премию... «В нее влюбится моло­ дой человек, похожий на князя Андрея, — обаятельный, умный, честолюбивый, и красивый». Для наивно-романтической Жени предметом постоянного подража­ ния была Наташа Ростова. У нее она училась душевному благородству. «В за­ труднительных случаях Женя спрашива­ ла себя: «А как бы на моем месте по­ ступила Наташа Ростова?». Она пред­ ставляла себя живым продолжением: Наташи в ином, социалистическом об­ ществе, но все в той же дорогой сердцу России. Она не боялась упреков в том, что подражает дворянской дочери. Ге­ роине великого писателя подражать мож,- но. Живи Наташа Ростова в наше вре­ мя, решилась бы она поехать на цели­ ну?.. В этом Женя не сомневалась». Автор показывает героиню изнутри, подчеркивает ее духовную эволюцию. Женя похожа в известной степени на То­ ню Глечикову из повести С. Антонова, «Дело было в Пенькове» — похож®

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2