Сибирские огни, 1961, № 9
дя по книгам, энтузиазм есть, есть горя чая, трудовая настоящая жизнь. Но на блюдаю...» И далее она делится своими невеселыми наблюдениями из жизни своего класса и одного из заводов, на котором она работала вместе со своими товарищами. Только что вступающая в самостоятельную жизнь девушка еще не может правильно в ней ориентироваться, отличать подлинных героев от красивой шелухи. Сложный и трудный процесс познания жизни у нее лежит еще впере ди, он обычно связан с формированием определяющих черт человеческого харак тера. В одной из первых повестей о целин никах — «Второй весне» М. Зуева — выведен романтически воспринимающий жизнь журналист Чупров. Двадцатидвух летний парень «с восторгом принял ко мандировку на целинные земли». Он мечтает написать такое, что будет «глу боким вторжением в нашу героическую действительность». «Ему хотелось чув ствовать себя суровым, сильным, отчаян ным парнем, настоящим целинником, ко торому все нипочем, которому место от нюдь не на мягких креслах автобуса». Опьяняющий хмель радости напол нил его душу, даже не очень-то красивая степь кажется ему прекрас ной. Но вот он ближе познакомился с це линниками — и не встретил созданных его бурной фантазией рыцарей-героев без страха и упрека. Он встречается с обычными людьми, -а некоторые из них даже «с червоточиной». Они «едят, по ют, танцуют», «даже выпивают, дерутся, хулиганят». Разочаровался на какое-то время Чупров в целинниках, не сумел увидеть главного у них, не увидел ро мантики «самоотверженных дел и необы кновенных людей». Чупров надеялся най ти на целине «боевую благородную ро мантику», «надеялся встретиться с двой никами комсомольцев времен граждан ской войны», а попал к людям как будто другой закваски: одному «захотелось степь посмотреть, другой—с родными не поладил, у третьего с квартирой в Ле нинграде неладно. Помидорчик поехал недостающие очки для конкурсного экза мена добывать. Сашку-спеца интересует одно — «как будут оплачивать?», у То ни Крохалевой на уме и в душе не цели на, а парикмахерская и танцплощадка...» Конечно, Чупров — не фадеевский Ме- чик, привычные ложно-романтические штампы вскоре уступают место у него правильным представлениям о сущности героического подвига покорителей цели ны. Этому помогли и разговоры с ум ным, дотошным, опытным директором совхоза Корчаковым и, главное, само отверженные дела новоселов. Вот нужно было быстро соорудить пе реправу через промоину в горах. «И как неред боем, перед решающей атакой, за кипело вокруг общее движение, пере стройка боевых частей. Сначала это бы ла как будто бы суета и бестолочь. Где- то закричали: «Комсомол, вперед!» В другом месте тоже крикнули: «Ленин градцы, сюда!» А в третьем месте Гру шин веско сказал: «Коммунисты, ко мне!» Люди бежали друг другу навстречу, сталкивались, останавливались, внима тельно всматривались друг в друга, сно ва разбегались и, наконец, как солдаты, с хода примыкающие к уже построив шейся роте, замирали на месте. Так роди лись бригады. Запоздало крикнул све жий, полный здоровья голос: «А боль ные как?» Ему ответили с хохотом: «Кто умер, тому бюллетень, остальные на ра боту!» Затем звякнули, как разбираемое оружие, лопаты, кирки, ломы. И сразу где-то хекнули, вонзая в землю лопату, кто-то пронес, пыхтя, к промоине первый камень, и вскипела, зазвенела работа дружная, жадная, может быть, излишне шумная, потому что молодежь броси лась в дело, как всегда, с криком и сме хом. Водоворот работы закружил и Бо риса. ...Схватив неотесанные, занозистые ручки носилок, Борис побежал вверх на гору, где работали землекопы. Вскоре он потерял всякое ощущение времени. Не поймешь, в какой несчитанный раз он бе жит с пустыми носилками в гору, а от туда, пошатываясь от тяжести, идет к промоине...» Даже старый учитель Нуржанов с больным сердцем не остался в стороне от трудной темпераментной коллектив ной работы и таскал мешки с землей. Не случайно здесь автор сравнивает ра боту целинников с боевыми действиями на фронте. Они так же беззаветно броси лись бы на врага, как ринулись сейчас на промоину, они — достойные продол жатели боевых дел героев прошлой вой ны. Они же в восемнадцать-двадцать лет бросили «семью, друзей, любимую де вушку, красивый родной город» и дви нулись в неизвестное. Лишь три дня Бо рис был с целинниками, но уже «солнеч ный луч прикоснулся» к его душе. «Луч родившегося дня, осветивший людям верную дорогу, осветил и для него то, что до сих пор было в темноте: человече ский ум, силу, самоотверженность, друж бу, теплоту сердца — все самое прекрас ное в мире, чем были наполнены прошед шие три дня». Младшим братом Чупрова можно на звать романтически настроенного пятна дцатилетнего подростка Васю Проскури на — главного героя повести И. Кожев никова «Утро моей жизни». Если Чупров журналист, то и Вася мечтает стать пи сателем. Его переживания на целине кое в чем перекликаются с переживаниями Чупрова — только они у него более мучи тельны, связаны с целым рядом неприят ных для героя событий. Он менее опытен в жизни, меньше знает, хуже разбирается в людях. Вася хочет жить так, как дед и отец — честно, быть там, где трудно, где требуются отважные и сильные люди. 1 2 - «Сибирские огни» № 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2