Сибирские огни, 1961, № 9
соту и щедрые дары природы Сибири — первостепенная задача советских писате лей. На новые стройки семилетки сюда устремляются все возрастающие потоки энтузиастов. И пусть они знают, что в Сибири им встретятся не только медве ди и злые морозные метели. Ведь нече го греха таить: у значительной части ев ропейского населения укоренилось пре вратное представление о Сибири. Но главная забота писателя создать образ передового человека нашего вре мени. Как же решает эту задачу Е. Пер- митин? У Корнева в юности не было тех тяж ких испытаний, какие выпали на долю Багрянова. Отец Андрея — генерал. Ан дрею не приходилось сталкиваться с серьезными материальными трудностя ми, ему не нужно было учебу совмещать 6 работой на производстве, как это делал Леонид. Получив диплом агронома, он стал работать «в аппарате министерства сельского хозяйства, куда по просьбе матери его устроил один из друзей их семьи. Молодому агроному открывался заманчиво-широкий путь: руководящая деятельность в министерстве, защита диссертации, жизнь в лучшей половине отцовской квартиры, регулярные посе щения Большого театра, где будет иг рать его жена». Да, перед Андреем от крывался «заманчиво-широкий», но не совсем честный жизненный путь. Перед ним вставала реальная опасность попасть во власть идеалов мещанского счастья, несовместимого с высокими идеалами коммунизма. Но вот размеренная жизнь Андрея в отцовской квартире была нару шена сентябрьским Пленумом ЦК КПСС (1953 г.). И герой нашел в себе муже ство круто изменить свою судьбу. Он во спринял постановление, «как призыв на фронт». Он хочет работать там, где труд нее, и больше не желает, чтобы родствен ники облегчали его жизнь. Андрей — прямой и горячий человек, без оглядки бросающийся в пекло схват ки. Вот, только что приступив к работе главного агронома МТС, он увидел, как «знатный» комбайнер Фунтиков допу скает явный брак в работе. Андрей со всей резкостью обрушивается на брако дела. Фунтиков — порождение той не нужной «показухи», какая еще и сейчас в моде у некоторых сельских руководи телей. Хорошей школой для Андрея была десятидневная поездка по колхозам вме сте с Леонтьевым, секретарем райкома, отлично владеющим искусством воспиты вать людей, направлять их поиски по правильному руслу. Андрей учится у не го решать сложные селькохозяйственные вопросы. А их немало! В горных райо нах заставляют усиленно разводить зер новые культуры, а это невыгодно, там благоприятные условия для развития животноводства. Во многом этим и объ ясняется, что в некоторых алтайских се лах есть «забитые фанерой, заткнутые соломой окна в избенках». И беспокой ный Андрей пишет письмо в ЦК КПСС, где он делится своими мыслями и выво дами о специализации сельского хозяй ства на Алтае. В своих поступках он ру ководствуется главным — интересами народа. Он —•человек решительных дей ствий, непримиримый к недостаткам. В суровых испытаниях мужает, закаляется его душа. Если у Багрянова кульминаци онный пункт духовного развития, форми рования основных черт характеров был уже позади, когда он прибыл на целину, то у Андрея это происходит на наших глазах. Борьба героя за лучшую жизнь на селе, за новое протекает драматиче ски. Многого он не знает, не умеет пра вильно организовать свой рабочий день. На него клевещут, ему угрожают, пре дательским ударом из-за угла его серь езно ранили. Тяжело ему, а тут еще не удачно сложилась сначала личная жизнь Андрея... У Корнева есть общие черты с Багря- новым — действенный патриотизм, стре мление идти прямым и честным путем, не уклоняться от решения трудных за дач. Прямота, принципиальность, нетер пимость к фальшивым людям — эти ка чества их характера вызывают нена висть к ним со стороны рвачей, панике ров, бездельников, попавших на целину. Покорение целины — нелегкое дело, и оно стало своеобразной лакмусовой бу мажкой, позволяющей выявить истинные качества приехавших на целину людей. Сам Корнев выдержал испытание. Но он не показан Е. Пермитиным как под линный вожак молодежи, черты коллек тивизма развернуты в нем слабо. Им владеет еще чувство известной неприка янности, потому не смог он по-настояще му слиться с сельской жизнью. Мешает восприятию героя, как личности значи тельной, и то обстоятельство, что места ми в развитии сюжета большое место за нимает хроникальное раскрытие собы тий, и в повествовании появляются Опи сательные сцены, не оставляющие в со знании читателей почти никакого следа. 2 Во многих произведениях о покорении целины поднимается вопрос о подлинной и наивно-ложной романтике. Есть ли истинная романтика в жизни? Есть ли настоящие энтузиасты в действительно сти? Если есть, то чем они руководству ются в своих поступках? Каковы они, ка ковы их отличительные черты? И как романтика совмещается с обычной про зой жизни? Эти вопросы не праздные, они волнуют тысячи и тысячи молодых людей. В «Литературной газете» от 5 ноября 1960 года было опубликовано интересное письмо семнадцатилетней На таши С., ученицы десятого класса одной из школ г. Сталинска. Она пишет: «Су-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2