Сибирские огни, 1961, № 9
дой девушки: «И не просто похороним, а камень привалим — гранит, и на том камне-граните выбьем золотом ее имя, фамилию, и нынешний горячий год выбь ем... тоже золотом, чтобы каждый жи тель будущего нашего 'города, по какой бы дорожке ни пошел, наткнулся бы на этот камень и вспомнил бы про комсо мольцев, которые не испугались проме нять домашние ватрушки на пустую степь, и понял бы, что здесь во второй половине пятидесятых годов двадцатого века молодые люди наши шли на тяже лые и славные .бои за коммунизм, а не на пикник с веселыми приключениями, как об этом уже повествуют кое-какие современники...» В этих словах— глав ный пафос «Аленки» и других лучших произведений о целине. В годы войны народы СССР всему миру продемонстрировали свою неруши мую дружбу и сплоченность. Осенью 1941 года воины-казахи героически за щищали Москву, а теперь московская молодежь пришла помогать казахскому народу поднимать целину. И не только московская! «Казахстан,— пишет Н. Ви рта,— открыл свои кладовые, набитые неисчислимыми сокровищами: хлеб на земле, драгоценнейшие руды и угли в ее недрах. А эшелоны выбрасывали на станциях, полустанках и разъездах сот ни, тысячи и десятки тысяч молодых людей. Комсомольцы ехали на целину, степную и промышленную... Следом за молодежью шли машины потоком, во истину невиданным». Мы хорошо знаем, как «осваивались» земли в Северной Америке: там корен ные жители — индейцы — истреблялись и сгонялись с лучших земель. Бесчело вечные законы наживы диктовали аме риканским пионерам хищнические прие мы борьбы и с индейцами и друг с дру гом. Вспоминая об этом, герой «Возвра щенной земли» Пересветов думает: «Все с самого первого дня было построено на насилии. Этих сиу и могикан просто хва тали за глотку и отнимали земли. Как началось, так и продолжается... Мы то же пионеры этих мест, и земля эта при надлежит другому народу, но он сам по звал нас сюда, потому что не. в силах поднять миллионы гектаров. И выгода взаимная, и все построено на братстве. Нурхан перетаскивает сюда дом, торо пит плотников, несколько раз предлагая мне жить у него. Братом меня вели чает... Что ж, правильно. Кто из нас старший брат, кто младший, какая раз ница? Братья есть братья, и если они живут в согласии, никто из них не вспо минает о старшинстве. И чего нам де лить, когда все идет в общий кошель, а он открыт для всех — и для старших и для младших...» Да, совершенно иные, по сравнению с капиталистическими странами, действу ют у нас общественные и моральные за коны. В советской стране нет социаль ной основы для насилия и вражды меж ду людьми и народами, и это ярко отра зилось в эпической истории покорения целины. Лучшие сыны казахского наро да, как справедливо подчеркнул в своей повести М. Зуев, давно мечтали об ос воении нетронутых степей, понимали всю несостоятельность утверждений: «Нель зя казаху землю пахать: скот погу бишь!..» Офицер-казах — герой пове сти — Садыков командовал на фронте советскими солдатами разных националь ностей, а теперь вместе с русским ди ректором совхоза Корчаковым муже ственно ведет колонну автомашин с но воселами в безлюдную степь: там они бу дут строить новый совхоз. И пришлось, бы им поплутать по степи, если бы не по мог старый учитель-казах Нуржанов, от правившийся вместе с ними искать доро гу и умерший в пути. Вся атмосфера на шего общественного бытия воспитывает молодежь в духе интернационализма, в духе любви и уважения к другим наро дам, в духе социалистического гуманиз ма. Советские писатели создали многоли кий коллективный портрет молодых по корителей целины. Но если спросить, ка кой образ героя-целинника стал духов ным властителем современной молодежи, то пока приходится, к сожалению, раз вести руками. Заявку на такого героя сделал автор «Орлиной степи». При первом же появ лении Леонида Багрянова, этого сильно го молодого человека, привлекательного и своей мужественной- внешностью, и своими целеустремленными помыслами, и героическими делами, читатель начи нает понимать, что перед ним встает об раз положительного героя, рисуемого автором крупным планом, броскими штрихами. Леонид резко выделяется «среди молодых пареньков». «Это был дородный и, должно быть, могучий па рень с темнорусым чубом. Ростом он был выше многих... а в плечах куда ши ре обычной меры. На его чистом, доб ром и приветливом лице было уже доста точно мужественных, а то и суровых черт. Взгляд его серых глаз, необычай но быстрый, смелый и пронзительный, больше всего говорил о напористом, го рячем, а возможно, и крутом нраве...» Герой выделяется среди других молодых людей и своей нелегкой жизнью в про шлом. Его спокойно-суровое, даже вла стное лицо несет на себе следы прежних тяжелых переживаний. У Леонида, ка ким мы его встречаем в романе, уже сложившийся — твердый и крутой — характер. Леониду свойственны высокая сознательность, способность постоянно ощущать личную ответственность за де ла в родном государстве, умение подчи нять личные интересы общественным. Его не нужно было агитировать ехать на целину. От отца воспринявший уважение и любовь к земледельческому труду, он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2