Сибирские огни, 1961, № 9
Здесь преподавали когда-то Мао Цзэ-дун, Го Мо-жо. И Лу Синь тоже пре подавал здесь. В Шанхае мы были в небольшой комнате, такой же спартанской, как и ка зарма в Кантоне. Здесь Лу Синь умер. На столе — календарь, всегда открытый на одной и то_й же дате: 19 октября 1936 года. Здесь, в последние дни своей жизни, Лу Синь переводил на китайский про изведения советской художественной литературы, горячим другом и поклонни ком которой он всегда был. «Мы можем брать образцы у тех, кто ушелвперед нас» ,— говорил Лу Синь в предисловии к горьковскому «9 января». Потом от Союза советских писателей мы возлагали венок на могилу Лу Синя в Шанхае, а он, уже изваянный, сидел в простеньком плетеном кресле и внимательно-внимательно глядел на нас. И когда мы, закончив свое путешествие по стране, тоже глядели на него, на всю огромную, тревожную жизнь этого человека-революционера, ученого, живо писца, писателя — основоположника современной китайской литературы,— мы уже понимали и чувствовали, чем всего более был велик этот, такой скромный человек: своею народностью, своею нераздельностью с теми событиями, которые народ его переживал до него, вместе с ним и будет переживать после него. Наверное поэтому мы узнавали Лу Синя не только в тех местах, с которыми так или иначе связана его биография — в Шаосине, Пекине, Ханчжоу, Шанхае,— мы узнавали его следы в каждой тропе, проложенной людьми на китайской зем ле, в каждой фанзе, в каждом пейзаже. Именно поэтому первый университет искусств, созданный китайскими ком мунистами в освобожденных районах Яньани, в пещерах, носил имя великого Лу Синя. Поэтому, когда в октябре 1956 года на юбилейное собрание, посвященное памяти Лу Синя, съехались писатели всех континентов, — Лу Синь всем им был близок и порог, как только может быть близок и дорог человек, выразивший думы, чаяния, боль, тревогу и надежду своего народа. Нынче Китай отмечает восьмидесятилетие со дня рождения своего верного сына: Лу Синь родился 25 сентября 1881 года. Со дня его смерти в те же дни минет ровно четверть века. И в эти дни каждый, кто знаком с творчеством Лу Синя, с такими его про изведениями, как «Подлинная история А-Кью», «Дневник сумасшедшего», «Моление о счастье», «Снадобье» и многими другими выдающимися произведе ниями, — неизбежно еще и еще раз придет к мысли об источнике подлинного ве личия писателя. Этим источником всегда была и будет его народность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2