Сибирские огни, 1961, № 9

Г О Р О Д А . С И Б И Р И С. МАЛЬЦЕВ ТЮ М ЕНИ —375 ЛЕТ Широко раскинулась на обоих бере­ тах Туры Тюмень — город, который по праву называют воротами в Сибирь. Она была основана на месте татарского го­ родка Чинги-Тура в 1586 году, вскоре после похода Ермака во владения хана Кучума. Уже после Тюмени стали появ­ ляться Тобольск, Нарым, Томск и дру­ гие сибирские города. Велика история этого города. Был он сторожевым пунктом, крепостью, был в свое время крупным торговым центром, городом ремесленников, купцов и про­ мышленников. Отсюда уходили купече­ ские караваны с товарами на далекий се­ вер, в Китай, в Бухару. Показательно, что именно в Тюмени началось и сибир­ ское пароходство. Однако, и после того, как через город прошла транссибирская магистраль, он долгие годы оставался глухим и провинциальным. В старом энциклопедическом словаре так говорилось о Тюмени: «...Постройки города скучены, улицы нешироки, в большинстве не замощены, и поэтому весной, осенью или в дожд­ ливое лето чрезвычайно грязны и при том плохо освещены. Жителей 29621, жилых домов каменных 150, деревян­ ных — 4755 ... Реальное училище, 5 приходских мужских и одно женское училище, воскресная школа, две народ­ ные библиотеки...». Описывая Тюмень конца XIX века, автор книги «Пятьдесят лет в строю» А. Игнатьев заметил: «Этот город оста­ вил у меня впечатление неимоверной ни­ щеты и скуки». Действительно, купеческой и нищей, глухой, заброшенной была старая Тю­ мень. Но пронеслись над Тюменью рево­ люционные грозы, Великая Октябрьская социалистическая революция вдохнула в древний город новую жизнь. Тюмень 1961 года. Это вполне совре­ менный город. С кварталами многоэтаж­ ных домов, в зеленом наряде садов и парков. По его просторным улицам идут машины, автобусы. И всюду, куда ни глянь, высятся строительные краны. Го­ род строится. Он весь устремлен в буду­ щее. Теперь он как бы говорит: «Ты ви­ дишь сделанные тюменцами комфорта­ бельные речные суда, совершенные станки, изящную мебель, строительные машины? То ли еще впереди! Ты только на пороге переднего края семилетки. Пе­ ред тобой открывается дорога в чудес­ ный преображенный край, край гигант­ ских гидроэлектростанций, первокласс­ ных заводов, целинных хлебных полей, край науки и высокой культуры. Имя этому необъятному краю — Сибирь!». И раньше славилась Тюмень мастера- ми-умельцами — плотниками, кузнеца­ ми, кожевниками. Они ставили срубы, выпиливали оконные наличники, масте­ рили лодки и струги, ковали лошадей, обшиновывали колеса телег, выделывали кожи, шили сапоги и тулупы. На берегах Туры и в зной и в стужу сверкали их то­ поры, в прокопченых избушках, пропах­ ших потом, гнули они свои спины на под­ рядчика. Память об этих безвестных тру­ жениках, ушедших в историю, живет. О них нельзя не вспомнить, когда идешь по цехам Тюменского судостроительного за­ вода и видишь, как с помощью умных машин, потомки этих мастеров-умельцев, сами ставшие хозяевами своей судьбы, сооружают теплоходы, самоходные бар­ жи, паромы, когда на упаковке дерево­ обделочных станков, изготовленных на заводе «Механик», стоят названия мно­ гих стран, куда идет его продукция. А ведь в Тюмени есть еще заводы механи­ ческих прессов; автотракторного элект­ рооборудования, аккумуляторный завод, впервые в стране освоивший производ­ ство гуминовой кислоты; крупнейший деревообрабатывающий комбинат, снаб­ жающий страну стандартными домами, пиломатериалами, выпускающий полмил­ лиона пар замечательных спортивных лыж в год; одна из лучших в Советском Союзе сетевязальных фабрик, новая мощная ТЭЦ и десятки других пред­ приятий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2