Сибирские огни, 1961, № 9
Г О Р О Д А . С И Б И Р И С. МАЛЬЦЕВ ТЮ М ЕНИ —375 ЛЕТ Широко раскинулась на обоих бере тах Туры Тюмень — город, который по праву называют воротами в Сибирь. Она была основана на месте татарского го родка Чинги-Тура в 1586 году, вскоре после похода Ермака во владения хана Кучума. Уже после Тюмени стали появ ляться Тобольск, Нарым, Томск и дру гие сибирские города. Велика история этого города. Был он сторожевым пунктом, крепостью, был в свое время крупным торговым центром, городом ремесленников, купцов и про мышленников. Отсюда уходили купече ские караваны с товарами на далекий се вер, в Китай, в Бухару. Показательно, что именно в Тюмени началось и сибир ское пароходство. Однако, и после того, как через город прошла транссибирская магистраль, он долгие годы оставался глухим и провинциальным. В старом энциклопедическом словаре так говорилось о Тюмени: «...Постройки города скучены, улицы нешироки, в большинстве не замощены, и поэтому весной, осенью или в дожд ливое лето чрезвычайно грязны и при том плохо освещены. Жителей 29621, жилых домов каменных 150, деревян ных — 4755 ... Реальное училище, 5 приходских мужских и одно женское училище, воскресная школа, две народ ные библиотеки...». Описывая Тюмень конца XIX века, автор книги «Пятьдесят лет в строю» А. Игнатьев заметил: «Этот город оста вил у меня впечатление неимоверной ни щеты и скуки». Действительно, купеческой и нищей, глухой, заброшенной была старая Тю мень. Но пронеслись над Тюменью рево люционные грозы, Великая Октябрьская социалистическая революция вдохнула в древний город новую жизнь. Тюмень 1961 года. Это вполне совре менный город. С кварталами многоэтаж ных домов, в зеленом наряде садов и парков. По его просторным улицам идут машины, автобусы. И всюду, куда ни глянь, высятся строительные краны. Го род строится. Он весь устремлен в буду щее. Теперь он как бы говорит: «Ты ви дишь сделанные тюменцами комфорта бельные речные суда, совершенные станки, изящную мебель, строительные машины? То ли еще впереди! Ты только на пороге переднего края семилетки. Пе ред тобой открывается дорога в чудес ный преображенный край, край гигант ских гидроэлектростанций, первокласс ных заводов, целинных хлебных полей, край науки и высокой культуры. Имя этому необъятному краю — Сибирь!». И раньше славилась Тюмень мастера- ми-умельцами — плотниками, кузнеца ми, кожевниками. Они ставили срубы, выпиливали оконные наличники, масте рили лодки и струги, ковали лошадей, обшиновывали колеса телег, выделывали кожи, шили сапоги и тулупы. На берегах Туры и в зной и в стужу сверкали их то поры, в прокопченых избушках, пропах ших потом, гнули они свои спины на под рядчика. Память об этих безвестных тру жениках, ушедших в историю, живет. О них нельзя не вспомнить, когда идешь по цехам Тюменского судостроительного за вода и видишь, как с помощью умных машин, потомки этих мастеров-умельцев, сами ставшие хозяевами своей судьбы, сооружают теплоходы, самоходные бар жи, паромы, когда на упаковке дерево обделочных станков, изготовленных на заводе «Механик», стоят названия мно гих стран, куда идет его продукция. А ведь в Тюмени есть еще заводы механи ческих прессов; автотракторного элект рооборудования, аккумуляторный завод, впервые в стране освоивший производ ство гуминовой кислоты; крупнейший деревообрабатывающий комбинат, снаб жающий страну стандартными домами, пиломатериалами, выпускающий полмил лиона пар замечательных спортивных лыж в год; одна из лучших в Советском Союзе сетевязальных фабрик, новая мощная ТЭЦ и десятки других пред приятий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2