Сибирские огни, 1961, № 9

З о я Ч и р к о в а . Т Е А Т Р А Л Ь Н Ы Й Х А Р Ь К О В «Театральный Харьков»... Эти слова стоят на обложке декадной сводной про­ граммы харьковских театров. Перелистаем эту небольшую брошюр­ ку. С ее страниц на нас смотрят герои спектаклей, которые ставят академиче­ ский театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко, ордена Ленина академический украинский драматический театр имени Т. Г. Шевченко, русский драматический театр имени А. С Пушкина, театры юно­ го зрителя, музыкальной комедии, театр кукол имени Н. К. Крупской. Этот перечень говорит о полнокровно- сти театральной жизни города, о разно­ сторонности интересов его жителей, о наличии внушительной армии работни­ ков театрального искусства, творящих в этом большом, просторном, бурлящем трудовой жизнью городе. Харьков всегда был театральным го­ родом. Еще в начале прошлого века ста­ ли широко известны имена антрепрене­ ров Штейна и Млотковского — первых создателей театральных коллективов Харькова. Здание украинской драмы, 120 лет украшающее один из самых оживленных уголков Харькова — Театральную пло­ щадь, — было колыбелью многих та­ лантливых творческих коллективов. Его стены видели и первую труппу Млотков­ ского, и славу Н. Н. Синельникова, впо­ следствии народного артиста РСФСР, возглавлявшего несколько десятилетий труппу, по своим художественным до­ стоинствам не уступавшую столичным. Синельниковский театр был связу­ ющим звеном двух эпох, которое переда^ ло эстафету старого дореволюционного театра в молодые, поистине ставшие «зо­ лотыми», руки советских театральных работников. На харьковских сценах потрясали зри­ теля своей игрой крупнейшие мастера: А. М. Бучма, И. А. Марьяненко, А. Г. Крамов, Н. М. Ужвий, В. Н. Чистякова. Здесь сформировалось и в полную силу проявилось режиссерское дарование большого, оригинального художника М. М. Крушельницкого, постановщика крупнейших сценических полотен — «Ярослава Мудрого» И. Кочерги, «Наве­ ки вместе» и «Генерала Ватутина» Л. Дмитерко. Не раз участвовал в декадах украин­ ской литературы и искусства в Москве театр имени Т. Г. Шевченко — один из сильнейших творческих коллективов Ук­ раины. Имена мастеров этой сцены — народ­ ных артистов Советского Союза А. Сер­ дюка, Д. Антоновича, П. Куманченко, Е. Бондаренко, народных артистов рес­ публики Г. Козаченко, Л. Криницкой, М. Покотило, Ф. Радчука, талантливой молодой смены — заслуженных арти­ стов республики Р. Колосовой, Л. Попо­ вой, Л. Тарабаринова, Б. Ставицкого — хорошо известны не только в родном го­ роде, но и за пределами республики. Во время последней декады в ноябре прошлого года, которая вылилась в ра­ достный общенародный праздник кра­ сочного и светлого искусства Украины, в Москве побывал и старейший в респуб­ лике харьковский театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко. Яркая, правдивая игра актеров, мастерство вокалистов, ра­ бота режиссуры, ищущей новые пути сценической выразительности, получили полное признание общественности Мо­ сквы, высоко были оценены правитель­ ством. Театр награжден орденом Трудо­ вого Красного Знамени. Немало интересных актерских инди­ видуальностей в творческом коллективе русского драматического театра имени А. С. Пушкина, организованного в 1933 г. при непосредственном участии Н. Н. Синельникова. Они создали гале­ рею незабываемых образов советской и классической драматургии. Среди них в первую очередь назовем образ В. И. Ле­ нина, работу над которым в этом театре начал еще А. Г. Крамов и успешно про­ должил его ученик Ю. П. Жбаков. Связь с жизнью народа, проникнове­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2