Сибирские огни, 1961, № 9
Недавно в праздничной обстановке на ХТЗ сошел с конвейера миллионный трактор. Им была новая скоростная ма шина «Т-75». Геннадий Кутьков вместе со всеми праздновал победу. Но есть од но обстоятельство, которое вновь вызы вает у него раздумье. Вот почти до словная выдержка из одного его пись ма: «А что же Сталинградский и Алтай ский тракторные заводы? Ведь удель ные затраты на подготовку производст ва были бы по трем заводам значитель но ниже, чем по одному...» Так мыслит хозяин, человек с пре дельно развитым общественным чувст вом, даром, что в отделе его никак не привыкнут величать по отчеству, да и видом своим он под стать тем юнцам, ко торые азартно гоняют по полянам тугой мяч. Страна наша хоть и подросток, но глядишь, скоро справит свой пятидеся тилетний юбилей. Так пусть же вечно живет в поколениях неукротимых дух революционных бойцов. Пусть не слабе ет вспыхнувшая в рабочем классе от са мых первых послеоктябрьских дней жаж да созидать, упрямо покоряя самые тру днодоступные пики науки! Мне хочется рассказать о рядовом ин женере Викторе Бояринцеве. Он из то го поколения, что пересело со школьной парты в аудитории Политехнического института, а оттуда — прямо в конструк торское бюро. Но именно с него надо повести рассказ о трудовом подвиге тех, кто создал новую машину «Т-90». Ду шой всего конструкторского бюро стал его руководитель Александр Андреевич Сошников. Вместе со всеми Сошников проанализировал сроки создания маши ны. Они получились жесткими. Потом весь комплекс сложнейших задач, свя занных с будущей машиной, был рас пределен по секторам и группам. Перед каждым появилась конкретная цель, и от достижения ее зависела судьба всего трактора. Виктору Бояринцеву доста лась рама. Размышлял он так. Может быть, по сравнению с остальными, зада ние не самое замысловатое. Но рама — фундамент всей машины. И заложить его надо, учтя многообразные новшест ва, связанные с универсальностью ма шины. Что это будет? Трактор? Нет, не трактор. Автомобиль? Нет, не автомо биль. Новизна будущей конструкции за ставляла с радостью хвататься за каж дую подходящую книжку, буквально рваться на всевозможные выставки, да бы раздвинуть собственный кругозор. Однажды Бояринцев случайно выглянул в окно и, как был с циркулем в руке, бросился, опрокидывая стулья, к выхо ду. Оказывается, у заводоуправления остановилась чехословацкая «Шкода». Как же было не поинтересоваться не знакомой конструкцией! Но кругозор и даже сметка — это по няло поколение Бояринцева — только половина дела. Успех конструктора ре шал труд. Напряженный, самозабвен ный, — капельки пота вот-вот упадут на белоснежный ватманский лист, и их некогда даже смахнуть. Шли дни, и беспокойство в душе ин женеров росло. Вслед за эскизным был утвержден технический проект. Настала самая горячая пора — подготовка рабо чих чертежей. В ласковые летние день ки конструкторы уже не бегали, как прежде, на время перерыва загорать в заводской сквер. Они забыли, что такое уходить по гудку, и никакие профсоюз ные директивы не могли повлиять на это. Весь завод теперь смотрел на них. Различные цехи готовили оснастку для их будущего детища. Эти заказы шли с особым грифом. Развернул работу ком сомольский штаб, созданный для конт роля за «Т-90». И хотя другие бюро то же делали новые машины, именно у них просиживал целыми днями главный конструктор. Вот в такой обстановке подкрались сроки захватывающих путешествий, о которых так мечталось еще с осени. Летние отпуска! Но как бросить срочную работу? На чьи плечи переложить? Ре шение молодежи было единодушным: от отпусков отказаться. Но кроме вузов ских выпускников, в бюро трудились и практики, которые получали образова ние заочно. Как им быть с подготовкой к экзаменам? Второе решение по своему благородству под стать первому: заоч никам предоставить отпуска, их задания распределить между остальными. И, надо понимать, совершенно ес тественно именно в эти дни подъема, товарищеской выручки и большого на пряжения пришло стремление соревно ваться за звание коллектива коммуни стического труда. Заметим, что кое-кого это движение молодых душ поначалу озадачило. Кое- кто рассуждал приблизительно так: — Ежели рабочие такое дело отста ивают, это привычно. А тут люди имеют дело с бумагой. С какой меркой под ступиться к ним? На какие проценты пересчитывать? Но партийная организация убедила сомневающихся: — Мерка у нас одна — коммунисти ческая. А что касается бумаги, то вспом ним, как товарищ Хрущев говорил на июньском Пленуме в прошлом году: те, кто сидит за столом, в наше время вовсе не бюрократы и канцеляристы, если они двигают технику вперед. Это про кон структоров сказано! Наиярчайшая страница борьбы за трактор-тягач началась с изготовления опытных образцов. Рабочий день кон структоров теперь наполовину проходил в цехе. Вместе с мастером Дардовым, слесарями Ковтуном и Халиным, инже неры Богацкий, Карцев, Гончаров и все, кто был причастен к тем или иным уз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2