Сибирские огни, 1961, № 9
поилки. А скотина ревет, не хочет пить из речки. Отвыкла, понимаете? Заводская бригада срочно выехала в колхоз. Был в ее составе и член коми тета Борис Кривонос. После ремонтных работ он решил осмотреть всю механи зированную ферму. Увидел массивные швеллеры, двутавровые балки и заду мался — зачем истрачено столько ме талла? Не потому ли устройство механи ческих кормоцехов остается таким труд ным делом, что нет удачных и простых проектов? Колхозники поддержали инженера. И вот Кривонос в свободное от основной работы время стал разрабатывать одну идею. Никакого прямого отношения к кор моцехам и колхозному производству он не имел. Его специальность — штампы. Но поскольку он творил, конечно же, не втайне, его работой заинтересовались партком и комитет комсомола. Его про сили выдать чертежи к определенному сроку. Так работа, предпринятая им по собственной инициативе, приобрела ха рактер задания. Кривоносу потребовались консульта ции. Он обратился в политехнический институт, потом в строительный. Он те ребил сельскохозяйственных специали стов и неутомимо ездил по колхозам. Кривонос не мог повести себя так, слов но его дело — только нарисовать. Надо было дать конструкцию, доступную дей ствительно в широком масштабе, при годную для различных условий. Для это го требовалось знать не одни лишь фор мулы. Пришлось вникнуть в незнакомую доселе жизнь. И вот проект Кривоноса готов. Десят ки заинтересованных людей оценивают его. За первым проектом пошел второй, потом третий. Сейчас Борис уже сделал большой межколхозный откормочный пункт для одного района. В большой семье Кривоносое уже привыкли, что к Борису то и дело наведываются солид ные посетители из райцентров. Привык ли к чертежному комбайну, у которого еидят по вечерам Борис и его товарищ Вадим Гром. В обсуждении участвуют отец-рабочий, и брат-студент, и сестра- технолог. Есть особая отрада в том, чтоб отме тить бесценные качества нашего специа листа в самом младшем поколении. Се годня он инженер — рисует в полусамо- деятельном порядке несложную меха низацию для ферм, а завтра от его уси лий будет зависеть путь всего многоты сячного коллектива завода. На том же тракторном есть этому убедительный пример. ...Совсем недавно Геннадий Кутьков, закончив автотракторный факультет Харьковского политехнического институ та, ничего как будто не знал, кроме че тырех стен моторной лаборатории. Но теперь, если вы заинтересуетесь истори ей нового трактора «Т-75», вас непре менно пошлют к Кутькову. Сейчас новая гусеничная машина, пришедшая на смену широкоизвестной «ДТ-54», уже начала сходить' с кон вейера. Но судьба ее непроста. «Т-75» пробился в серийную сборку буквально силой благодаря неистощимому энтузи азму его создателей. С самых первых шагов они исходили из того, что такие основные работы на селе, как пахота, сев, уборка, до сих пор ведутся на скоростях, близких к тем, на которых раньше использовался кон ный инвентарь. А если повысить скоро сти вдвойне? Значит, вдвое сократятся сроки пахоты, сева, уборки? Три года назад харьковчане выпустили опытную партию модернизированных тракторов. Главную особенность их со ставлял 75-сильный двигатель, тот са мый, над созданием которого работал в числе других инженеров Геннадий Куть ков. Работа эта проводилась по инициати ве самих ее участников. Время от време ни со стороны хозяйственных органов раздавались чуть ли не категорические призывы: «Полно тратить силы. Произ водство моторов будет вынесено с трак торного завода. Получите их у «Серпа и Молота». Но у тракторозаводцев была своя цель. Не просто дизель, а двигатель для работы на повышенных скоростях. Вот за что они ратовали. Испытания тридцати модернизирован ных машин проводились от Омска до Прибалтики. Одни доказали, что повы шение скорости, благодаря двигателю харьковского завода, возможно. Но не которые ученые мужи тут же нашли множество минусов и сопутствующих факторов, которые сводили, по их мне нию, всю работу на нет. Возможно, их раздражало, что конструкторы ХТЗ «ле зут не в свое дело», посягают на чей-то приоритет... «Хорошо, — сказали харь ковчане, — мы будем работать над иско ренением недоделок, но от идеи не от ступимся». Их подбадривало то, что ав торитетные партийные решения настой чиво подчеркивали необходимость повы сить скорости тракторов, призывали до дна использовать возможности, которые таит в себе модернизация. Их «Т-75» как раз и был примером глубокой модерни зации, создания на базе серийной маши ны трактора с принципиально новыми качествами. Трудности чисто технические переме жались с задержками организационного характера. Надо было доказать, отстоять право новой машины на жизнь. Геннадий Кутьков писал докладные записки и статьи для газет. С жаром выступал на совещаниях. Он обращался к комсомоль цам научных учреждений и ездил в поле вой стан к прославленному Александру Васильевичу Гиталову, чтобы заручить ся его поддержкой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2