Сибирские огни, 1961, № 9

поилки. А скотина ревет, не хочет пить из речки. Отвыкла, понимаете? Заводская бригада срочно выехала в колхоз. Был в ее составе и член коми­ тета Борис Кривонос. После ремонтных работ он решил осмотреть всю механи­ зированную ферму. Увидел массивные швеллеры, двутавровые балки и заду­ мался — зачем истрачено столько ме­ талла? Не потому ли устройство механи­ ческих кормоцехов остается таким труд­ ным делом, что нет удачных и простых проектов? Колхозники поддержали инженера. И вот Кривонос в свободное от основной работы время стал разрабатывать одну идею. Никакого прямого отношения к кор­ моцехам и колхозному производству он не имел. Его специальность — штампы. Но поскольку он творил, конечно же, не втайне, его работой заинтересовались партком и комитет комсомола. Его про­ сили выдать чертежи к определенному сроку. Так работа, предпринятая им по собственной инициативе, приобрела ха­ рактер задания. Кривоносу потребовались консульта­ ции. Он обратился в политехнический институт, потом в строительный. Он те­ ребил сельскохозяйственных специали­ стов и неутомимо ездил по колхозам. Кривонос не мог повести себя так, слов­ но его дело — только нарисовать. Надо было дать конструкцию, доступную дей­ ствительно в широком масштабе, при­ годную для различных условий. Для это­ го требовалось знать не одни лишь фор­ мулы. Пришлось вникнуть в незнакомую доселе жизнь. И вот проект Кривоноса готов. Десят­ ки заинтересованных людей оценивают его. За первым проектом пошел второй, потом третий. Сейчас Борис уже сделал большой межколхозный откормочный пункт для одного района. В большой семье Кривоносое уже привыкли, что к Борису то и дело наведываются солид­ ные посетители из райцентров. Привык­ ли к чертежному комбайну, у которого еидят по вечерам Борис и его товарищ Вадим Гром. В обсуждении участвуют отец-рабочий, и брат-студент, и сестра- технолог. Есть особая отрада в том, чтоб отме­ тить бесценные качества нашего специа­ листа в самом младшем поколении. Се­ годня он инженер — рисует в полусамо- деятельном порядке несложную меха­ низацию для ферм, а завтра от его уси­ лий будет зависеть путь всего многоты­ сячного коллектива завода. На том же тракторном есть этому убедительный пример. ...Совсем недавно Геннадий Кутьков, закончив автотракторный факультет Харьковского политехнического институ­ та, ничего как будто не знал, кроме че­ тырех стен моторной лаборатории. Но теперь, если вы заинтересуетесь истори­ ей нового трактора «Т-75», вас непре­ менно пошлют к Кутькову. Сейчас новая гусеничная машина, пришедшая на смену широкоизвестной «ДТ-54», уже начала сходить' с кон­ вейера. Но судьба ее непроста. «Т-75» пробился в серийную сборку буквально силой благодаря неистощимому энтузи­ азму его создателей. С самых первых шагов они исходили из того, что такие основные работы на селе, как пахота, сев, уборка, до сих пор ведутся на скоростях, близких к тем, на которых раньше использовался кон­ ный инвентарь. А если повысить скоро­ сти вдвойне? Значит, вдвое сократятся сроки пахоты, сева, уборки? Три года назад харьковчане выпустили опытную партию модернизированных тракторов. Главную особенность их со­ ставлял 75-сильный двигатель, тот са­ мый, над созданием которого работал в числе других инженеров Геннадий Куть­ ков. Работа эта проводилась по инициати­ ве самих ее участников. Время от време­ ни со стороны хозяйственных органов раздавались чуть ли не категорические призывы: «Полно тратить силы. Произ­ водство моторов будет вынесено с трак­ торного завода. Получите их у «Серпа и Молота». Но у тракторозаводцев была своя цель. Не просто дизель, а двигатель для работы на повышенных скоростях. Вот за что они ратовали. Испытания тридцати модернизирован­ ных машин проводились от Омска до Прибалтики. Одни доказали, что повы­ шение скорости, благодаря двигателю харьковского завода, возможно. Но не­ которые ученые мужи тут же нашли множество минусов и сопутствующих факторов, которые сводили, по их мне­ нию, всю работу на нет. Возможно, их раздражало, что конструкторы ХТЗ «ле­ зут не в свое дело», посягают на чей-то приоритет... «Хорошо, — сказали харь­ ковчане, — мы будем работать над иско­ ренением недоделок, но от идеи не от­ ступимся». Их подбадривало то, что ав­ торитетные партийные решения настой­ чиво подчеркивали необходимость повы­ сить скорости тракторов, призывали до дна использовать возможности, которые таит в себе модернизация. Их «Т-75» как раз и был примером глубокой модерни­ зации, создания на базе серийной маши­ ны трактора с принципиально новыми качествами. Трудности чисто технические переме­ жались с задержками организационного характера. Надо было доказать, отстоять право новой машины на жизнь. Геннадий Кутьков писал докладные записки и статьи для газет. С жаром выступал на совещаниях. Он обращался к комсомоль­ цам научных учреждений и ездил в поле­ вой стан к прославленному Александру Васильевичу Гиталову, чтобы заручить­ ся его поддержкой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2