Сибирские огни, 1961, № 9

самая обладательница завода в Скене- теди? Он посмотрел на меня, улыбнулся, не скрывая удовольствия, с которым отве­ тил: — Та, та! Которая привозила свой проект. Между прочим, в новой турбине опять применен «железобетонный вари­ ант». Интересуетесь? — Железобетон в турбине? — Именно. Раньше предполагалось громадный патрубок и корпус конденса­ тора резать на несколько частей и по­ том сваривать уже на месте. Иначе как же перевозить? Известен ли вам случай, когда для доставки рабочих частей тур­ бины к монтажу одной из первых ГЭС пришлось три железобетонных моста пе­ ределывать? Ну, вот! Теперь нас такой метод уже не устроил бы, но хлопот с транспортировкой и монтажем не мень­ ше. Габариты сами видите какие. Вот и решили: патрубок и корпус конденсатора делать заодно с фундаментом. Перевоз­ ка отпадает, а экономия металла на каж­ дой турбине — двести тонн! Ворбще-то Лазаренко с виду сдержан, пожалуй, даже начальственно-суров. Но, несмотря на очки в тяжелейшей оправе и чуть приметное серебро на висках, — характерная короткая стрижка его моло­ дит, придает всему облику этакую не­ сколько неожиданную лихость. А вот когда он заговорит о таких изюминках, как железобетонный патрубок, — сра­ зу ясно: от годов боевой юности инже­ нер сохранил не только чубчик на спор­ тивный манер, но и задор. Через какое-то время я услышал о «железобетонном варианте» харьков­ ских турбинистов по московскому радио в числе наиважнейших технических нов­ шеств года. И еще раз подумал: нет, не зря тогда говорил Лазаренко с такой горделивостью, не зря! А что до задо­ ра, я вот этим бы ненаучным термином вообще определил бы почерк харьков­ ской школы турбостроения, возглавляе­ мой членом-корреспондентом Академии наук УССР Л. Шубенко-Шубиным. Тем­ пераментный и какой-то изумительно широкий по диапазону поиск стал не­ изменным стилем этого целого конструк­ торского картеля, густо заселившего несколько этажей громадного корпуса. Сейчас турбина мощностью в триста тысяч киловатт стала явью. Недавно не только земляки Лазаренко, но и весь на­ род стал свидетелем триумфа турбоза- водцев. В «Правде» была напечатана поздравительная телеграмма от Цент­ рального Комитета партии и Совета Ми­ нистров СССР. И если уж говорить о вехах, то это поздравление отметило, наверно, самую впечатляющую из них: мировое пер­ венство. Знаменательно, что приветствие, адре­ сованное харьковчанам, было помещено в одном номере с правительственной те­ леграммой Ленинградскому металличе­ скому заводу. Оба коллектива шагнули в мир сверхмощностей одновременно, идя оригинальными путями, но не разоб­ щенно. В истории братской дружбы рус­ ского и украинского народов есть нема­ ло ярчайших страниц. Полноправное ме­ сто среди них займет и эта. Вот сейчас мы смотрим на газету, где рядом' поме­ щены два приветствия, и вспоминаем другой номер «Правды», вышедший около тридцати лет назад. В нем коллек­ тив старейшего предприятия на берегу Невы, где уже собиралась в то время первая турбина мощностью в 50 тысяч киловатт, приглашал людей еще только строящейся Харьковской Турбинки при­ ехать за опытом. Так началось содру­ жество. И таковы вот его плоды. Теперь, готовя рапорт новому все- партийному форуму, турбинисты беспре­ менно упомянут об агрегате-уникуме, ко­ торый уже дает людям тепло и свет. О нем нельзя не упомянуть. Еще раньше, года два назад, Лаза­ ренко, который подобно своим коллегам не выпускает из виду иностранную пе­ риодику, поведал мне о предполагаемом пуске американской двухвальной турбо­ установки мощностью в 320 тысяч кило­ ватт. Назвал и максимальную цифру мощности турбин, которые намечено по­ строить в Соединенных Штатах — 450. — А мы, если говорить о двухваль- ных машинах будущего, дадим агрегат на шестьсот тысяч. Сказано это было по обыкновению су­ хо, но все же с оттенком мечтательно­ сти. Да оно и понятно, в те дни подоб­ ная машина была хоть и осязаемой, но все-таки мечтой. А сейчас? Насущные творческие споры идут во­ круг проекта агрегата мощностью в 800 тысяч киловатт! Вот он, размах, исключительный да­ же для славящейся своими темпами на­ шей промышленности. ...Стоишь возле ровно гудящей на ис­ пытательном стенде гигантской турби­ ны, которую выпускает старший брат Турбинки — Электромеханический завод, или нового тепловоза, или мощно­ го трактора, на котором порядковый но­ мер уже перевалил за миллион, и пони­ маешь: вот он, железный поток, родив­ шийся из источника, который был непо­ стижимым для недругов — з а к а з с е бе . ...На территории тракторного завода можно встретить очень много приезжих. В большинстве своем это колхозные ме­ ханизаторы. Среди них особо популярно имя инженера Кривоноса. Чем же он знаменит? Как-то в заводском комитете комсомо­ ла задребезжал телефон и чей-то встре­ воженный голос попросил: — Помогите! Вышли из строя авто­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2