Сибирские огни, 1961, № 9
самая обладательница завода в Скене- теди? Он посмотрел на меня, улыбнулся, не скрывая удовольствия, с которым отве тил: — Та, та! Которая привозила свой проект. Между прочим, в новой турбине опять применен «железобетонный вари ант». Интересуетесь? — Железобетон в турбине? — Именно. Раньше предполагалось громадный патрубок и корпус конденса тора резать на несколько частей и по том сваривать уже на месте. Иначе как же перевозить? Известен ли вам случай, когда для доставки рабочих частей тур бины к монтажу одной из первых ГЭС пришлось три железобетонных моста пе ределывать? Ну, вот! Теперь нас такой метод уже не устроил бы, но хлопот с транспортировкой и монтажем не мень ше. Габариты сами видите какие. Вот и решили: патрубок и корпус конденсатора делать заодно с фундаментом. Перевоз ка отпадает, а экономия металла на каж дой турбине — двести тонн! Ворбще-то Лазаренко с виду сдержан, пожалуй, даже начальственно-суров. Но, несмотря на очки в тяжелейшей оправе и чуть приметное серебро на висках, — характерная короткая стрижка его моло дит, придает всему облику этакую не сколько неожиданную лихость. А вот когда он заговорит о таких изюминках, как железобетонный патрубок, — сра зу ясно: от годов боевой юности инже нер сохранил не только чубчик на спор тивный манер, но и задор. Через какое-то время я услышал о «железобетонном варианте» харьков ских турбинистов по московскому радио в числе наиважнейших технических нов шеств года. И еще раз подумал: нет, не зря тогда говорил Лазаренко с такой горделивостью, не зря! А что до задо ра, я вот этим бы ненаучным термином вообще определил бы почерк харьков ской школы турбостроения, возглавляе мой членом-корреспондентом Академии наук УССР Л. Шубенко-Шубиным. Тем пераментный и какой-то изумительно широкий по диапазону поиск стал не изменным стилем этого целого конструк торского картеля, густо заселившего несколько этажей громадного корпуса. Сейчас турбина мощностью в триста тысяч киловатт стала явью. Недавно не только земляки Лазаренко, но и весь на род стал свидетелем триумфа турбоза- водцев. В «Правде» была напечатана поздравительная телеграмма от Цент рального Комитета партии и Совета Ми нистров СССР. И если уж говорить о вехах, то это поздравление отметило, наверно, самую впечатляющую из них: мировое пер венство. Знаменательно, что приветствие, адре сованное харьковчанам, было помещено в одном номере с правительственной те леграммой Ленинградскому металличе скому заводу. Оба коллектива шагнули в мир сверхмощностей одновременно, идя оригинальными путями, но не разоб щенно. В истории братской дружбы рус ского и украинского народов есть нема ло ярчайших страниц. Полноправное ме сто среди них займет и эта. Вот сейчас мы смотрим на газету, где рядом' поме щены два приветствия, и вспоминаем другой номер «Правды», вышедший около тридцати лет назад. В нем коллек тив старейшего предприятия на берегу Невы, где уже собиралась в то время первая турбина мощностью в 50 тысяч киловатт, приглашал людей еще только строящейся Харьковской Турбинки при ехать за опытом. Так началось содру жество. И таковы вот его плоды. Теперь, готовя рапорт новому все- партийному форуму, турбинисты беспре менно упомянут об агрегате-уникуме, ко торый уже дает людям тепло и свет. О нем нельзя не упомянуть. Еще раньше, года два назад, Лаза ренко, который подобно своим коллегам не выпускает из виду иностранную пе риодику, поведал мне о предполагаемом пуске американской двухвальной турбо установки мощностью в 320 тысяч кило ватт. Назвал и максимальную цифру мощности турбин, которые намечено по строить в Соединенных Штатах — 450. — А мы, если говорить о двухваль- ных машинах будущего, дадим агрегат на шестьсот тысяч. Сказано это было по обыкновению су хо, но все же с оттенком мечтательно сти. Да оно и понятно, в те дни подоб ная машина была хоть и осязаемой, но все-таки мечтой. А сейчас? Насущные творческие споры идут во круг проекта агрегата мощностью в 800 тысяч киловатт! Вот он, размах, исключительный да же для славящейся своими темпами на шей промышленности. ...Стоишь возле ровно гудящей на ис пытательном стенде гигантской турби ны, которую выпускает старший брат Турбинки — Электромеханический завод, или нового тепловоза, или мощно го трактора, на котором порядковый но мер уже перевалил за миллион, и пони маешь: вот он, железный поток, родив шийся из источника, который был непо стижимым для недругов — з а к а з с е бе . ...На территории тракторного завода можно встретить очень много приезжих. В большинстве своем это колхозные ме ханизаторы. Среди них особо популярно имя инженера Кривоноса. Чем же он знаменит? Как-то в заводском комитете комсомо ла задребезжал телефон и чей-то встре воженный голос попросил: — Помогите! Вышли из строя авто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2