Сибирские огни, 1961, № 9
вали палки в колеса. Но вот народный энтузиазм на всеобщей стройке был по нят и принят большинством спецов дале ко не сразу. Одни лишь отбывали служ бу. Как они кичились своими познания ми, как обрывали восторженных «не вежд» — хватит, мол, комиссарить, в технике на лозунгах далеко не уедешь, здесь слово за логарифмами. Но «невеж ды» дружили и с лозунгами, и с логари фмами. Рабочие пареньки шли на раб факи, вырастали в инженеров, маститых ученых и крупных хозяйственников, а снизу их подпирали новые поколения жадных к технике и настоящему раз маху. Да, ровесники Андрея Васильевича Лазаренко и с турбинного, и с электро механического, и с тракторного, помнят изрезанные котлованами пустыри, спо ры, вокруг проекта Турбинки и верени цы телег, что, увязая по оси, тащили звенящие заступы к трем лосевским ха тенкам на куриных ножках, где закла дывался тракторный завод-город. Но помнят они и то, что первыми «цехами»; с которых начиналась жизнь заводских гигантов, были учебные комбинаты и ра бочие факультеты. Это их выпускники, а не старые спецы вступили в спор на площадке турбинного завода с предста вителями хваленой американской фир мы «Дженерал электрик», которая впос ледствии... Но об этом разговор еще впе реди. Техника сделалась не просто распро страненным ремеслом или популярным полем деятельности. Она вошла в судь бу народа. Мы мастерили детекторные приемники в пионерских дворцах, не жалели себя, идя после напряженных смен на лекции по сопромату, станови лись активистами БРИЗов. Сама жизнь, грандиозные задачи индустриального переворота обусловили ту атмосферу технической любознательности, в кото рой с детства воспитывается советский человек. Добавьте к этому невиданные ни в какой другой стране условия для массового овладения знаниями: Пришла бы кому-нибудь такая шаль ная мысль — предложить, шутки ради, обитателям старой харьковской окраи ны — той самой Новоселовки или Куре- невки, где раньше забавлялись лишь кулачным боем и где поныне в миниа тюрных особнячках за новейшей марки телевизором нет-нет да и зажелтеет ту склой фольгой образок — предложить бы им изъясняться только при помощи чертежей. И что вы думаете? Сосед вполне поймет соседа. «Переводчик» для такого языка найдется, без преувеличе ния, в каждой семье. А уж стоит ли го ворить о тех новых жилых массивах, ко торые выросли вдоль Аллеи гигантов. Там ведь властвуют исключительно лю ди с заводов, те, кто либо имеет техни ческое образование, либо обязательно учится. Харьков называют городом рабочих и студентов. При двадцати восьми вузах и количестве заводов, значительно пре восходящем это число, такая слава зако номерна. Но суть в другом. Суть в том, что Харьков не мог бы быть только го родом студентов или только городом ра бочих. Это можно было бы и доказать, но лучше всего просто прокатиться в любой студенческий или любой рабочий городок. И там и там, — безо всякого различия — вы увидите в широких квад ратах окон головы над книгами. И мело дии, что порой даже чересчур щедро льются из тех окон на весеннюю улицу, одни и те же, что-нибудь вроде того, что: Я покамест живу в общежитии Увлекаюсь своею мечтой. Никакого не сделал открытия, Но оно, несомненно, за мной. Да, мы знаем, что в нашем городе в любой год студентов больше, чем во всей Англии. Но мы не угораем от цифрома нии. Ценно, что учатся те, кто своими руками делает тепловоз, турбину, трак тор или даже обыкновенную метлахскую плитку. И что есть у нас «обычные» стационарные студенты, которые, всего лишь стажируясь на заводе, завоевали высочайшее звание ударников комму нистического труда. Было это недавно. Разговаривали мы с Лазаренко в канун двадцать первого съезда партии. Заводской коллектив еще опекал как новинку турбину мощностью в 150 тысяч киловатт. Первый образец этой машины только-только ушел на Приднепровскую станцию. Перед паро турбинным цехом, где вахту несли знат ные мастеровые: Константин Сергеевич Кисляков, Василий Дмитриевич Дрокин и Ефим Иванович Решетников, стояла нелегкая задача — максимально сокра тить цикл изготовления второго образца по сравнению с первым. А конструктор даже о следующем детище — машине трехсоттысячной мощности — говорил как о деле уже вполне насущном. — Технический проект уже обсужден. К открытию съезда выдадим рабочие чертежи. Это означает реальную воз можность дать готовый образец в 1960-м — на год раньше срока. Вы понимаете, что это значит? Уже в том же шестиде сятом, перейдя на выпуск СКК-300, за вод сможет выпустить паровых агрега тов по их общей мощности, ну, знаете, раз в шесть больше, чем в пятьдесят пятом году. — А как обстоит дело за границей? Лазаренко извлек из ящика несколько пестрых журналов. — Вот. Смотрите сами. Максималь ная мощность одновальной турбины «Дженерал электрик» 200 тысяч. — Погодите, «Дженерал»... Эта та
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2