Сибирские огни, 1961, № 9

вали палки в колеса. Но вот народный энтузиазм на всеобщей стройке был по­ нят и принят большинством спецов дале­ ко не сразу. Одни лишь отбывали служ­ бу. Как они кичились своими познания­ ми, как обрывали восторженных «не­ вежд» — хватит, мол, комиссарить, в технике на лозунгах далеко не уедешь, здесь слово за логарифмами. Но «невеж­ ды» дружили и с лозунгами, и с логари­ фмами. Рабочие пареньки шли на раб­ факи, вырастали в инженеров, маститых ученых и крупных хозяйственников, а снизу их подпирали новые поколения жадных к технике и настоящему раз­ маху. Да, ровесники Андрея Васильевича Лазаренко и с турбинного, и с электро­ механического, и с тракторного, помнят изрезанные котлованами пустыри, спо­ ры, вокруг проекта Турбинки и верени­ цы телег, что, увязая по оси, тащили звенящие заступы к трем лосевским ха­ тенкам на куриных ножках, где закла­ дывался тракторный завод-город. Но помнят они и то, что первыми «цехами»; с которых начиналась жизнь заводских гигантов, были учебные комбинаты и ра­ бочие факультеты. Это их выпускники, а не старые спецы вступили в спор на площадке турбинного завода с предста­ вителями хваленой американской фир­ мы «Дженерал электрик», которая впос­ ледствии... Но об этом разговор еще впе­ реди. Техника сделалась не просто распро­ страненным ремеслом или популярным полем деятельности. Она вошла в судь­ бу народа. Мы мастерили детекторные приемники в пионерских дворцах, не жалели себя, идя после напряженных смен на лекции по сопромату, станови­ лись активистами БРИЗов. Сама жизнь, грандиозные задачи индустриального переворота обусловили ту атмосферу технической любознательности, в кото­ рой с детства воспитывается советский человек. Добавьте к этому невиданные ни в какой другой стране условия для массового овладения знаниями: Пришла бы кому-нибудь такая шаль­ ная мысль — предложить, шутки ради, обитателям старой харьковской окраи­ ны — той самой Новоселовки или Куре- невки, где раньше забавлялись лишь кулачным боем и где поныне в миниа­ тюрных особнячках за новейшей марки телевизором нет-нет да и зажелтеет ту­ склой фольгой образок — предложить бы им изъясняться только при помощи чертежей. И что вы думаете? Сосед вполне поймет соседа. «Переводчик» для такого языка найдется, без преувеличе­ ния, в каждой семье. А уж стоит ли го­ ворить о тех новых жилых массивах, ко­ торые выросли вдоль Аллеи гигантов. Там ведь властвуют исключительно лю­ ди с заводов, те, кто либо имеет техни­ ческое образование, либо обязательно учится. Харьков называют городом рабочих и студентов. При двадцати восьми вузах и количестве заводов, значительно пре­ восходящем это число, такая слава зако­ номерна. Но суть в другом. Суть в том, что Харьков не мог бы быть только го­ родом студентов или только городом ра­ бочих. Это можно было бы и доказать, но лучше всего просто прокатиться в любой студенческий или любой рабочий городок. И там и там, — безо всякого различия — вы увидите в широких квад­ ратах окон головы над книгами. И мело­ дии, что порой даже чересчур щедро льются из тех окон на весеннюю улицу, одни и те же, что-нибудь вроде того, что: Я покамест живу в общежитии Увлекаюсь своею мечтой. Никакого не сделал открытия, Но оно, несомненно, за мной. Да, мы знаем, что в нашем городе в любой год студентов больше, чем во всей Англии. Но мы не угораем от цифрома­ нии. Ценно, что учатся те, кто своими руками делает тепловоз, турбину, трак­ тор или даже обыкновенную метлахскую плитку. И что есть у нас «обычные» стационарные студенты, которые, всего лишь стажируясь на заводе, завоевали высочайшее звание ударников комму­ нистического труда. Было это недавно. Разговаривали мы с Лазаренко в канун двадцать первого съезда партии. Заводской коллектив еще опекал как новинку турбину мощностью в 150 тысяч киловатт. Первый образец этой машины только-только ушел на Приднепровскую станцию. Перед паро­ турбинным цехом, где вахту несли знат­ ные мастеровые: Константин Сергеевич Кисляков, Василий Дмитриевич Дрокин и Ефим Иванович Решетников, стояла нелегкая задача — максимально сокра­ тить цикл изготовления второго образца по сравнению с первым. А конструктор даже о следующем детище — машине трехсоттысячной мощности — говорил как о деле уже вполне насущном. — Технический проект уже обсужден. К открытию съезда выдадим рабочие чертежи. Это означает реальную воз­ можность дать готовый образец в 1960-м — на год раньше срока. Вы понимаете, что это значит? Уже в том же шестиде­ сятом, перейдя на выпуск СКК-300, за­ вод сможет выпустить паровых агрега­ тов по их общей мощности, ну, знаете, раз в шесть больше, чем в пятьдесят пятом году. — А как обстоит дело за границей? Лазаренко извлек из ящика несколько пестрых журналов. — Вот. Смотрите сами. Максималь­ ная мощность одновальной турбины «Дженерал электрик» 200 тысяч. — Погодите, «Дженерал»... Эта та

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2