Сибирские огни, 1961, № 9

крутьщ поворотом событий, они теперь словно сбросили оцепенение. Без них! А ну-ка без них попробуйте, мол, двинуть вперед электрическое дело! Они прокли­ нали и паясничали, изощренно глуми­ лись над рабочим нарядом директора и пророчили близкий конец его рабочей власти. Они рычали, плевались, бились в истерике, угрожали. — Да что глядеть-го? Пока господа- товарищи вернутся — в окно его! — В окно! В окно! Брусчатка остро дыбилась где-то вни­ зу, отдаленная несколькими этажами. Десятки рук уже вцепились в черную ко­ соворотку директора. Завицкий вытащил наган. — А-а! — отпрянула с визгом тол­ па.— Спасите, расстреливают! Они что-то вопили о насилии, эти лю­ дишки, которые всего секунду назад хо­ тели бросить человека с многоэтажной высоты, хотели видеть его распластан­ ным, разможженным, изошедшим кро­ вью на пыльных камнях... Тогда еще не было шахтинского дела, отпетые клеветники за рубежом только шили себе тогу плакальщиков по рос­ сийской культуре, а рядовой большевик, словно разобравшись во всем, поправил будничным жестом ремень и бросил сло­ ва, близкие к пророчеству: — Еще попроситесь. Будут у нас свои спецы. Сами ими заделаемся. В пламенные годы революционных бо­ ев Электромеханический завод был са­ мым окраинным в Харькове. Тревожной ночью, когда со стороны Чугуева навис­ ла туча контрреволюционного мятежа, на одной из заводских башен был за­ жжен мощный прожектор. Луч выхва­ тил из тьмы полосу взлохмаченной пе­ релесками степи, и красногвардейцам, которые залегли у ограды, она казалась сказочной дорогой. Символично, что впо­ следствии по этой линии, как по черте­ жу, действительно пролегла магистраль — та самая, вдоль которой выстроились все крупнейшие заводские новостройки: турбинный, тракторный, подшипнико­ вый, станкостроительный, «Электротяж- маш’»... Еще в первые годы пятилеток харьковский пролетариат нарек цепь за­ водов, поднявшихся рядом с Электроме­ ханическим, уважительно и нежно Алле­ ей гигантов. Она появилась не из сказки. Весной 1929 года ВСНХ постановил начать на площадке Электромеханиче­ ского завода строительство нового гиган­ та — турбинного. Несколько лет исто­ рия двух соседей была общей. Это было время ожесточенных споров, строитель­ ных авралов, временных неудач, стре­ мительного натиска. Один из нынешних руководителей цен­ трального опытного конструкторского бюро турбин Андрей Васильевич Лаза­ ренко в те годы заканчивал инженерное образование. Он помнит студенческие субботники на Турбострое. А еще припоминаются люди в бле­ стящих крагах и клетчатых пиджаках — иностранные спецы. Бог знает зачем, один из них привез на строительство ло­ патку турбины. Он вынул ее из объеми­ стого желтого портфеля, сверкающую' безукоризненно отполированными по­ верхностями, и очень потешался над изумлением обутых в опорки парней. С такими же самодовольными улыбками предъявили американцы свой проект. Но- тут произошла у них первая осечка. На­ ши инженеры посмотрели чертежи и по­ качали головами. — Что, не хорош? — тут уже при­ шлось изумляться иностранцам. Все-таки они приехали сюда делать бизнес и аккуратно скопировали свой собственный завод в Скенетеди. — Каркас-то у вас стальной? Сталь­ ной. А нам нужно железобетонный. Это будет достаточно прочно и куда дешевле. — Мы такого опыта не имеем,— от­ ветствовали представители фирмы и тут же съехидничали: — А вы? — И мы не имеем,— спокойно ответи­ ли им.— Но мы имеем опыт строитель­ ства безо всякого опыта... — О, конечно! Днепрогэс? — И Днепрогэс. А наш завод дол­ жен дать за год турбогенераторы, кото­ рые выработают энергии больше, чем три Днепрогэса. Это говорили представители новой, нашенской, только что родившейся — со­ ветской когорты специалистов. Чьи име­ на еще не стояли тогда на обложках учебников. Чьи авторитеты еще не коти­ ровались по первому разряду на между­ народных симпозиумах и ракеты не бо­ роздили Космос. Наши инженеры. Инженеры... Вот перед глазами встает образ че­ ловека с молоточками на черной фу­ ражке. Инженер прошлого. Звание ред­ кое, чуть-чуть не таинственное. При­ частность к хитромудрым чертежам да расчетам даже в среде господ и «обра­ зованных» рассматривалась как удел сугубо избранных. А народ? Вот он, че­ ловек с молоточками на фуражке, про­ езжает на традиционной линейке мимо тех, кто воплощает любой его замысел. Люди почтительно ломают шапки. Ведь он барин. Считалось, что среди прочих интеллигентов инженер довольно близ­ ко стоит к народу. Что ж, общение с самым передовым классом и впрямь ре­ волюционизировало лучших деятелей техники. Но вдумаемся, какой пе­ чальный смысл в этом «близко к наро­ ду». Значит, инженер был чем-то безу­ словно отдельным?.. С полной силой это проявилось в решающие - дни, когда в заводоуправле­ ния пришли те же самые красные ди­ ректора из вчерашних красногвардей­ цев. Конечно, далеко не все «буржуаз­ ные спецы» хватали за грудки предста­ вителей новой власти, не все подклады-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2