Сибирские огни, 1961, № 9
крутьщ поворотом событий, они теперь словно сбросили оцепенение. Без них! А ну-ка без них попробуйте, мол, двинуть вперед электрическое дело! Они прокли нали и паясничали, изощренно глуми лись над рабочим нарядом директора и пророчили близкий конец его рабочей власти. Они рычали, плевались, бились в истерике, угрожали. — Да что глядеть-го? Пока господа- товарищи вернутся — в окно его! — В окно! В окно! Брусчатка остро дыбилась где-то вни зу, отдаленная несколькими этажами. Десятки рук уже вцепились в черную ко соворотку директора. Завицкий вытащил наган. — А-а! — отпрянула с визгом тол па.— Спасите, расстреливают! Они что-то вопили о насилии, эти лю дишки, которые всего секунду назад хо тели бросить человека с многоэтажной высоты, хотели видеть его распластан ным, разможженным, изошедшим кро вью на пыльных камнях... Тогда еще не было шахтинского дела, отпетые клеветники за рубежом только шили себе тогу плакальщиков по рос сийской культуре, а рядовой большевик, словно разобравшись во всем, поправил будничным жестом ремень и бросил сло ва, близкие к пророчеству: — Еще попроситесь. Будут у нас свои спецы. Сами ими заделаемся. В пламенные годы революционных бо ев Электромеханический завод был са мым окраинным в Харькове. Тревожной ночью, когда со стороны Чугуева навис ла туча контрреволюционного мятежа, на одной из заводских башен был за жжен мощный прожектор. Луч выхва тил из тьмы полосу взлохмаченной пе релесками степи, и красногвардейцам, которые залегли у ограды, она казалась сказочной дорогой. Символично, что впо следствии по этой линии, как по черте жу, действительно пролегла магистраль — та самая, вдоль которой выстроились все крупнейшие заводские новостройки: турбинный, тракторный, подшипнико вый, станкостроительный, «Электротяж- маш’»... Еще в первые годы пятилеток харьковский пролетариат нарек цепь за водов, поднявшихся рядом с Электроме ханическим, уважительно и нежно Алле ей гигантов. Она появилась не из сказки. Весной 1929 года ВСНХ постановил начать на площадке Электромеханиче ского завода строительство нового гиган та — турбинного. Несколько лет исто рия двух соседей была общей. Это было время ожесточенных споров, строитель ных авралов, временных неудач, стре мительного натиска. Один из нынешних руководителей цен трального опытного конструкторского бюро турбин Андрей Васильевич Лаза ренко в те годы заканчивал инженерное образование. Он помнит студенческие субботники на Турбострое. А еще припоминаются люди в бле стящих крагах и клетчатых пиджаках — иностранные спецы. Бог знает зачем, один из них привез на строительство ло патку турбины. Он вынул ее из объеми стого желтого портфеля, сверкающую' безукоризненно отполированными по верхностями, и очень потешался над изумлением обутых в опорки парней. С такими же самодовольными улыбками предъявили американцы свой проект. Но- тут произошла у них первая осечка. На ши инженеры посмотрели чертежи и по качали головами. — Что, не хорош? — тут уже при шлось изумляться иностранцам. Все-таки они приехали сюда делать бизнес и аккуратно скопировали свой собственный завод в Скенетеди. — Каркас-то у вас стальной? Сталь ной. А нам нужно железобетонный. Это будет достаточно прочно и куда дешевле. — Мы такого опыта не имеем,— от ветствовали представители фирмы и тут же съехидничали: — А вы? — И мы не имеем,— спокойно ответи ли им.— Но мы имеем опыт строитель ства безо всякого опыта... — О, конечно! Днепрогэс? — И Днепрогэс. А наш завод дол жен дать за год турбогенераторы, кото рые выработают энергии больше, чем три Днепрогэса. Это говорили представители новой, нашенской, только что родившейся — со ветской когорты специалистов. Чьи име на еще не стояли тогда на обложках учебников. Чьи авторитеты еще не коти ровались по первому разряду на между народных симпозиумах и ракеты не бо роздили Космос. Наши инженеры. Инженеры... Вот перед глазами встает образ че ловека с молоточками на черной фу ражке. Инженер прошлого. Звание ред кое, чуть-чуть не таинственное. При частность к хитромудрым чертежам да расчетам даже в среде господ и «обра зованных» рассматривалась как удел сугубо избранных. А народ? Вот он, че ловек с молоточками на фуражке, про езжает на традиционной линейке мимо тех, кто воплощает любой его замысел. Люди почтительно ломают шапки. Ведь он барин. Считалось, что среди прочих интеллигентов инженер довольно близ ко стоит к народу. Что ж, общение с самым передовым классом и впрямь ре волюционизировало лучших деятелей техники. Но вдумаемся, какой пе чальный смысл в этом «близко к наро ду». Значит, инженер был чем-то безу словно отдельным?.. С полной силой это проявилось в решающие - дни, когда в заводоуправле ния пришли те же самые красные ди ректора из вчерашних красногвардей цев. Конечно, далеко не все «буржуаз ные спецы» хватали за грудки предста вителей новой власти, не все подклады-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2