Сибирские огни, 1961, № 9

Юрий МАХНЕНКО ШАГИ ИНЖЕНЕРА Биография коллектива что судьба че­ ловеческая: есть в ней вехи, которые поминаются и отмечаются как даты рож­ дения, но по смыслу своему еще приме­ чательнее и значительнее. На Харьковском электромеханическом заводе одной из них был день, когда ра­ бочие положили перед представителем Всеобщей электрической компании два бумажных листа — сорванное с ворот объявление администрации о закрытии завода и только что написанную резо­ люцию о переходе управления в руки рабочих. Убираясь восвояси, ошеломленный барчук все-таки съязвил на прощание: — Посмотрим, как вы тут нахозяй- стьуете! Да и кто теперь закажет элек­ тромашину. Морского ведомства нет, на шахтах тоже это самое... беспорядочки. По удивительному стечению обстоя­ тельств ему ответил именно тот, кому выпало потом стать первым «красным директором» завода: — На чертей нам ваши ведомства. Мы сами себе будем заказывать! Барчук смекнул, вероятно, что про­ тивник по классу не дюже силен в ком­ мерции. Но где ему было приметить в оброненной фразе зерно того, что на долгие годы впоследствии и озадачило, и разозлило прессу старого мира. Зака­ зывать себе!.. Не отсюда ли пошли на­ ши обязательства? Но это было потом. А в тревожное время на рубеже двух эпох началом но­ вого отношения человека-труженика к плодам своих рук было единодушное, может быть, стихийное, провозглашен­ ное на митинге: «Нешто можно такой завод закрывать? Нешто он революции не нужен?» Только-только отстроенный, собрав­ ший лучших мастеровых, поставляющий невиданные по тому времени машины, в которых пылкое сердце революционе­ ров почуяло силу будущего,— вот какой это был завод, сделавшийся вдруг бес­ призорным. И тогда массы решили. — Ехать к Ленину! Два большевика получили мандаты. Два харьковских пролетария тронулись в далекий путь через всю, охваченную пожаром Россию. Долго ли тряслись они на крышах теплушек? С кем встреча­ лись, кому доказывали, что их дело са­ мое неотложное? Мне бы очень хотелось описать с под­ робностями, как вошли они в ленинский кабинет. И какой разговор был с Ильи­ чей. Но ходоков уже нет, оба умерли давно. Известны лишь их имена: Кир- киж и Завицкий. И архивами факт сви­ дания харьковчан с вождем покуда не подтвержден. Но в народе живет упря­ мая молва: были, мол, посланцы завода у Ленина. Так это или нет, но домой харьковча­ не возвращались с удачей. Был издан декрет о национализации завода и отпу­ щены средства для продолжения его де­ ятельности. Это было, пожалуй, одно из самых первых ассигнований советского государства на электрификацию. Счета в банке завод еще не имел. Деньги были привезены в двух больших чемоданах. В дороге Киркиж и Завицкий по очереди спали на них. А в канун нового года «красный директор» завода Завицкий сам выдавал рабочим зарплату. Он неми­ лосердно слюнявил твердые от металли­ ческой пыли пальцы и приговаривал: — Получай-ка первую пятерку от своей власти. В те дни токари не прекращали то­ чить валы, но одновременно учились стрелять. Близко-близко подняли мятеж юнкера, и совсем рядом, на Конной пло­ щади, хозяйничали анархисты. В один из дней, когда Куприян Киркиж повел' красногвардейкую дружину в отчаянную схватку с контрреволюционным охво­ стьем, в заводоуправлении остался толь­ ко один рабочий —• директор завода За­ вицкий. Вот тогда его и прижали в угол на самом верхнем этаже те, кто считал себя мозгом нарождающейся электропро­ мышленности России — инженеры-бар­ чуки, «образованные» столоначальники из купеческих сынков. Пришибленные 1 0 - «Сибирские огни» № 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2