Сибирские огни, 1961, № 9
Юрий МАХНЕНКО ШАГИ ИНЖЕНЕРА Биография коллектива что судьба че ловеческая: есть в ней вехи, которые поминаются и отмечаются как даты рож дения, но по смыслу своему еще приме чательнее и значительнее. На Харьковском электромеханическом заводе одной из них был день, когда ра бочие положили перед представителем Всеобщей электрической компании два бумажных листа — сорванное с ворот объявление администрации о закрытии завода и только что написанную резо люцию о переходе управления в руки рабочих. Убираясь восвояси, ошеломленный барчук все-таки съязвил на прощание: — Посмотрим, как вы тут нахозяй- стьуете! Да и кто теперь закажет элек тромашину. Морского ведомства нет, на шахтах тоже это самое... беспорядочки. По удивительному стечению обстоя тельств ему ответил именно тот, кому выпало потом стать первым «красным директором» завода: — На чертей нам ваши ведомства. Мы сами себе будем заказывать! Барчук смекнул, вероятно, что про тивник по классу не дюже силен в ком мерции. Но где ему было приметить в оброненной фразе зерно того, что на долгие годы впоследствии и озадачило, и разозлило прессу старого мира. Зака зывать себе!.. Не отсюда ли пошли на ши обязательства? Но это было потом. А в тревожное время на рубеже двух эпох началом но вого отношения человека-труженика к плодам своих рук было единодушное, может быть, стихийное, провозглашен ное на митинге: «Нешто можно такой завод закрывать? Нешто он революции не нужен?» Только-только отстроенный, собрав ший лучших мастеровых, поставляющий невиданные по тому времени машины, в которых пылкое сердце революционе ров почуяло силу будущего,— вот какой это был завод, сделавшийся вдруг бес призорным. И тогда массы решили. — Ехать к Ленину! Два большевика получили мандаты. Два харьковских пролетария тронулись в далекий путь через всю, охваченную пожаром Россию. Долго ли тряслись они на крышах теплушек? С кем встреча лись, кому доказывали, что их дело са мое неотложное? Мне бы очень хотелось описать с под робностями, как вошли они в ленинский кабинет. И какой разговор был с Ильи чей. Но ходоков уже нет, оба умерли давно. Известны лишь их имена: Кир- киж и Завицкий. И архивами факт сви дания харьковчан с вождем покуда не подтвержден. Но в народе живет упря мая молва: были, мол, посланцы завода у Ленина. Так это или нет, но домой харьковча не возвращались с удачей. Был издан декрет о национализации завода и отпу щены средства для продолжения его де ятельности. Это было, пожалуй, одно из самых первых ассигнований советского государства на электрификацию. Счета в банке завод еще не имел. Деньги были привезены в двух больших чемоданах. В дороге Киркиж и Завицкий по очереди спали на них. А в канун нового года «красный директор» завода Завицкий сам выдавал рабочим зарплату. Он неми лосердно слюнявил твердые от металли ческой пыли пальцы и приговаривал: — Получай-ка первую пятерку от своей власти. В те дни токари не прекращали то чить валы, но одновременно учились стрелять. Близко-близко подняли мятеж юнкера, и совсем рядом, на Конной пло щади, хозяйничали анархисты. В один из дней, когда Куприян Киркиж повел' красногвардейкую дружину в отчаянную схватку с контрреволюционным охво стьем, в заводоуправлении остался толь ко один рабочий —• директор завода За вицкий. Вот тогда его и прижали в угол на самом верхнем этаже те, кто считал себя мозгом нарождающейся электропро мышленности России — инженеры-бар чуки, «образованные» столоначальники из купеческих сынков. Пришибленные 1 0 - «Сибирские огни» № 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2