Сибирские огни, 1961, № 9
. — Значит сюда. Сворачивай, еле дождались! — А куда это «сюда»? — В Сухую Дорожку. — Ну, кореш, зря машину задержал. Не к вам... — А к нам что, не посылали? — крикнул человек,— они что — сбе сились? В кабине промолчали. Ответила машина, заурчав надрывно, с под- вывом. Звеня цепями, с трудом взяла с места. Кто-то в кузове под бре зентом сказал сонным голосом: — Да наш же, Федя Буквица. Не повезло парню... Буквица сошел с дороги и, увязая по колени в напитанном водой сне гу, медленно побрел к лагерю. Дождь глухо бил по задеревеневшему брезентовому плащу, с шипе нием лился на трухлявый снег, вызванивая ксилофонным звоном в об леденевших, притаившихся в темноте кустах. Сухая Дорожка... И назвал же какой-то юморист! Да здесь две трети года хлещут дожди. Десятками ручейков, балок и болотец изрезана эта закутанная в пышную шубу леса долина. Самое тощее облачко, пролетевшее над землей не одну сотню километров, останавливается здесь и опрокидыра- ет весь свой запас дождя. Даже зимой нет от этих небесных «самосвалов» спасения. Декабрь только на листках календаря. А по сути в этой долине под Донцом люди уже забыли хорошую зиму с глубокими снегами и сол нечными искристыми морозами. В дожди строители «загорают», т. е. целый день где-нибудь в укры тии «забивают козла», курят, поют, балагурят, спят. Иногда, после дли тельных напряженных трудовых часов, когда люди, используя каждую пригожую минутку, отказывались даже от выходных, приятно было вот так «позагорать». Но зачастую дождям посылались самые страшные на свете ругательства. Лили бы они куда-нибудь на кукурузу или на капуст ные грядки, а к чему они здесь?! Особенно невесело в эти декабрьские дни, когда строительство газо провода уже закончено и остался только один переход. Собственно и здесь всё было закончено... почти всё. Уже закрыли рабочие наряды, уже появились в газетах корреспонденции о проводке к городу первого газо провода и о том, какую пользу и блага принесет газ промышленности и жителям. Оставалось только — пустить газ по огромным трубам, уложен ным строителями с таким трудом. Его удерживали на распределительной станции крепкие, стальные задвижки. А если бы операторы и открыли задвижки, и газ помчался бы по трубам, то дальше Сухой Дорожки не пошел бы. Где-то в этом районе в одной из бесчисленных труб застрял невидимый клеп или «ерш». Промысловики дали мощнейшее давление— шестьдесят четыре атмосферы, но «ерш» не продвинулся даже и на мил лиметр. Двое суток оставшиеся на участке ребята Феди Буквицы под пролив ным дождем откапывали траншеи, выискивая место клепа, сверлили тру бы ручными дрелями, устанавливая длину пробки. Пробкой оказался лед, залегший в трубах на полторы тысячи метров. Трубы проходили че рез широкую болотистую балку и были по форме балки изогнуты в ви де лука. Проложили их здесь еще в августе. Осенью пошли дожди и за полнили этот гигантский полуторакилометровый сосуд водой, а потом ударили недолгие морозы и вода замерзла. Позже к узлу присоединили другие трубы, концы заварили. И вот сейчас возникла задача — откопать и отогреть трубу, чтобы в ней расплавился лед. Но экскаватором копать нельзя, есть риск повредить изолировку. Значит — нужны лопаты. А к каждой лопате нужен человек. Нужны люди и лопаты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2