Сибирские огни, 1961, № 8
дружба. Было у нас две головы, . А сердце одно. Фольклористы еще до сих пор спорят: можно ли отнести к фольклорным про изведениям устные сказы или расска зы? Нельзя не заметить массовое рас пространение и бытование устных рас сказов у младописьменных народов. Ду мается, что такие подлинно народные рассказы, утрачивающие авторство, свя занные с жизнью, нельзя выключать из национального фольклора. На основе созданных мастерами-импровизаторами песен и устных рассказов слагаются в народе новые варианты. Такие вариан ты песен и устных рассказов о новой жизни в тайге и тундре распространены у всех народностей Севера. 3. Куприянова подготавливает для пе чати объемное издание ненецкого эпоса, выход в свет которого явится также зна чительным вкладом в советскую фольк лористику. В. П о 6 о ж и й П РОМ АХИ В ЗАНИМ А ТЕЛ ЬНО Й ПОВЕСТИ . .Г о р о д не спит» Л. Квина — повесть * о подпольной революционной борь- •бе латышских комсомольцев в период господства в Латвии фашистского прави тельства Ульманиса1. Тема борьбы ком сомольцев в буржуазной Латвии, оче видно, особенно близка автору: несколь ко лет назад он уже рассказал о ней в книге «В те дни». Новая повесть о ком сомольцах более развернута: если в первой книге, по сути дела, не было единого сюжета и все главы объедини лись лишь одним героем Имантом Озол- сом, то теперь автор составил из доступ ного ему материала нечто целое. За внешним благополучием, за фаса дом империи Ульманиса, идет скрытая, упорная революционная борьба. Эта борьба растет, расширяется с каждым днем. Участие в ней лучших сынов и до черей латышского народа — залог побе ды революционных сил. Таков идейный замысел новой повести Л. Квина. Моло дые силы, вступающие в борьбу, внося щие в нее ощущение неизбежной побе ды нового над старым, мужающие в ре 1 Л. К в и н . Город не спит. Повесть. М., Детгиз, 1960. волюционной схватке... Открывая пер вую страницу повести, ожидаешь нака ла страстей, появления крупных свое образных характеров, крутых поворотов в судьбах героев. Ведь речь идет о ком сомольском героическом подполье. Но этого в произведении, к сожалению, нет. Арвид Ванаг, Вера Авдина, Эдуард Брусиловский — главные герои повести. Разными путями они пришли в подполье. Арвид Ванаг, несмотря на свою моло дость, давно связан с революционерами и уже выполняет серьезные партийные поручения. Вера Авдина и Эдуард Бру силовский лишь начинают втягиваться в революционную борьбу. Но характеры их очерчень 1 без необходимой полноты и рельефности. Слишком часто автор из бегает вдаваться в детали событий, бы вает излишне сдержан в изображении эмоциональных и интеллектуальных сто рон жизни своих героев. Больше других в повести уделяется внимания Вере Авдиной. Она дочь рус ского врача-эмигранта. С детства мать Веры прививала своей дочери ненависть к большевикам, сочиняя о них кошмар ные небылицы. Няня Веры, Дарья Тро фимовна,— единственный человек в се мье, который после смерти матери смог развеять вздор о большевиках и расска зать правду о милой родной земле. Од нажды, будучи уже гимназисткой, Вера наблюдала разгон первомайской демон страции. Полицейские избивали парень ка, который нес транспарант с надписью: «Да здравствует Советская Россия!» Это ее взволновало: «Латышский паренек добровольно шел на мучение, вероятно, на долгие годы тюрьмы. Почему?» Та ких «почему», на которые Вера ни у ко го не могла найти ответа, становилось все больше и больше. Затем автор рас сказывает о политическом образовании Веры. Большая роль здесь принадлежит книгам. Героиня читает произведения Маркса и Энгельса, а позже, пользуясь приемником, тайно слушает передачи московского радио. И вот приходит день, когда Вера знакомится с подпольщиками и становится комсомолкой-подполыци- цей. Здесь, пожалуй, все правдоподобно. Непонятно лишь, почему автор учиты вает только одностороннее влияние на свою героиню? Ведь Вера жила в ульма- нисовской Латвии, училась в буржуаз ной гимназии, посещала ульманисовские библиотеки, была, наконец, материально обеспечена. Все это было рядом, этр бы ла повседневность, с которой нельзя не считаться. Приход Веры в подполье в действительности был, вероятно, труд ный и сложный. По заданию организации Вера ведет агитационную работу среди ремесленни ков Старого Строения. Встречи Веры с рабочими и ее беседы о политике при надлежат к самым значительным стра ницам повествования. Вера ведь не только рассказывает и объясняет, но и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2