Сибирские огни, 1961, № 8

первой половине стиха, то пауза — мни- маЯ, например: Нам еще дают отсрочку I убегая Л года... ( К о ч е т к о в ) . Я сидел Л на балконе / против заспанного парка... (И . С е в е р я н и н ) . В обоих случаях паузы в стихе абсо­ лютно реальны. По широте охвата ритмологических во­ просов «Техника стиха» Г. Шенгели пре­ восходит такие книги, как «Теория и практика поэтического творчества» Н. Шульговского (СПБ—М., 1914) и «Современное стиховедение» Вл. Пятса (Л., 1931). Высокий уровень понимания стиховедческих вопросов и точность из­ ложения делают, несмотря на немногие частные ошибки, эту необыкновенно де­ ловую книгу находкой для поэтов. Не­ даром через несколько дней после выхо­ да книги в свет ее уже нельзя было до­ стать в магазинах. Характерно, что Г. Шенгели не делает ни одной ссылки на других стиховедов, излагая учение о стихе в спокойном тоне, бёз полемиче­ ских отклонений. Очень верна основная мысль автора о том, что формы стиха «проистекают из норм языка, из норм мышления, из мате­ матических и психофизиологических норм ритма в их сложном взаимодейст­ вии друг с другом» и с содержанием сти­ ха (стр. 11). К великому сожалению, рукопись труда Г. Шенгели сильно сокращена редакцией и не всегда удачно... «Техника стиха» достойна полного издания, без купюр, большим тиражом. М. В о с к о б о й м и к о в НЕНЕЦКИЙ Ф О Л Ь К Л О Р 1 Т а к же, как Горький открыл миру * талантливую русскую сказительни­ цу Ирину Федосову, известный ученый и писатель Богораз-Тан еще в конце XIX века познакомил читателей с Анике, — дочерью самого малочисленного племени на Севере—кереков. «Память ее впиты­ вала, как губка, каждый рассказ, услы­ шанный однажды, и сохраняла его на ве­ чные времена, не теряя ни одного слова. Она рассказывала их охотно по пер­ 1 Ненецкий фольклор. Составитель 3 . Н. Куп­ риянова. Учебное пособие для педагогических учи­ лищ,. Л ., Учпедгиз, 1960. вому приглашению и могла расска­ зывать целые сутки сряду, не утомля­ ясь, не останавливаясь и искусно спле­ тая конец одной сказки с началом дру­ гой, так что слушателю трудно разли­ чить спайку». Сколько таких народных сказитель­ ниц, как Анике, оставались неизвестны­ ми! З а годы Советской власти народности Крайнего Севера распрямили свои спи­ ны, вздохнули свободно и стали слагать, новые песни, былины, сказки и легенды о нашем коммунистическом сегодня. Всюду — в тайге и тундре, по берегам могучих сибирских рек, на побережье суровых северных морей, где обитают исконные охотники, рыболовы, оленево­ ды и зверобои, расцветает национальное устно-поэтическое творчество. Известный ученый фольклорист 3. Н. Куприянова не один раз путешествовала по ненецким поселкам и стойбищам не­ объятных просторов архангельской тунд­ ры. Здесь она встречалась со знамениты­ ми ненецкими сказителями и народными: певцами. Мы были знакомы со сборниками не­ нецких сказок по публикациям В. Ле­ онтьева, А. Пырерка, Н. Терещенко, А. Щербаковой. Но вот 3. Куприянова подготовила к печати и выпустила в свет книгу, которая привлечет внимание спе­ циалистов по языку и фольклору ненцев,, а также широкий круг читателей. В хо­ рошо написа,нном «Введении» 3 . Купри­ янова приводит интересные материалы о старой и новой жизни ненцев, сведения по истории собирания и изучения ненец­ кого фольклора. В очень сжатой, но до­ ходчивой для читателя форме говорится' о классификации жанров фольклора и их бытовании. Исключительную ценность представляют эпические песни ненцев. В исследовании ненецкого эпоса автор учебника является пионером. Перед пуб­ ликациями песен на ненецком и русском языках 3 . Куприянова делает подробный, анализ содержания, композиции и худо­ жественных средств этого жанра. С глубоким интересом читатель узна­ ет из книги о знаменитом ненце Тыко Вылке, — мореплавателе, художнике, на­ родном сказителе, государственном де­ ятеле и члене Географического общества СССР. Тыко Вылка еще в дореволюци­ онные годы ходил в открытое суровое море вместе с известным полярным ис­ следователем капитаном Русановым. В разделе «Лирические песни» публи­ куется песня Т. Вылки о Русанове. Долгое-долгое лето Среди плавучих льдов Я веду десять русских Вместе с Русановым. Долгое-долгое лето Идет двухмачтовая лодка„ Стуча мотором. С русским Русановым У нас была хорошая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2