Сибирские огни, 1961, № 8
Ж изнь , которую наблюдает Настасья в святых местах, заставляет ее все чаще задумываться: «А правильный ли путь избрала она в поисках справедливости?» Через множество разочарований про ходит Настасья Петровна, пока поняла бессмысленность своих обращений к все вышнему. Последняя нить, которая еще связывала ее с верой в бога, разорвана смертью ребенка. Отчаяние, обида, гнев охватывают ее: «Нет бога! И нет боль ше веры в него. Нет правды и справед ливости на земле, за которыми исходила она тысячи верст». Действие последующих двух менее удачных частей романа развертывается спустя много лет. Будто ничего суще ственного не меняется в жизни героини, только живет она теперь в другой де ревне, но ведь и здесь жизнь идет «все равно, что болото стоячее». Немного добавляет автор и к портрету Настасьи Петровны, скупо данному в начале ро мана: «Время давно уже избороновало ее лицо глубокими и темными борозда ми, будто известью выбелило голову, жаром солнечным да ветрами таежными высушило тело и горбило уже плечи». Но зато ее внутреннему миру автор пы тается уделить больше внимания. Чувствует Настасья, что приходит к своему счастью, но не смеет еще и себе сознаться в этом, пристально пригляды вается к новым людям, пришедшим в деревню: как-то несуразно выходит — все о свободе говорят, а приехал из го рода сообщить об этом барин. Уполномо ченный от партии эсеров очень длинно рассуждает о свободе, но ничего не го ворит о войне, хлебе, земле, а «гражда не мужчины», как величает крестьян оратор, хотят услышать именно об этом. Права оказалась Настасья, выражая не доверие «сдобным голяшкам» (так назы вали сибиряки чиновников). Но приезжают в Белокудрино и дру гие люди, к которым невольно рвутся сердца простых людей. Таков коммунист Капустин, в нем крестьяне увидели сво его человека; таков Фома Лыков, пер вый председатель Совета деревни Бело кудрино. Все больший авторитет завоевывает Белокудринский Совет, видела и Наста сья Петровна, что правильную линию ведут фронтовики с Лыковым во главе, хотя и не умеют красиво говорить. По нимала, что ухабистый путь избрал Фо ма, но только таким путем и можно прий ти к счастью. От этих мыслей у бабки Настасьи по-молодому загорались глаза, становилась она еще более неугомонной. Не могут теперь выбить белые казаки из крестьян симпатии к новым поряд кам: молодежь бежит в тайгу от моби лизации Колчака. Дает доброе напут ствие своему любимому внуку Павлу и бабка Настасья: «Ну, сынок, иди!.. Пом ни, что говорила и чему учила старая бабка... Чует мое сердце: не один бу дешь... Не пойдут мужики за Колчака... и парней не поведут... Иди... присоеди няйся к тем, которые за новую власть... Правду сказывает дед, наша эта власть... мужичья... За нее и держись... Вот... все... иди ужо... не мешкай...» Верит баб ка Настасья, что вернется новая власть. Видит она, что таит в себе народ боль шие силы и не покорится он новому ца рю — Колчаку, отстоит свои завоева ния. Большой жизненный материал полу чил свое отражение в романе. К сожале нию, многое выражено в нем схематич но, особенно в последних частях. В кри тике тех лет не случайно раздавались голоса: «Не веришь в революционность бабки Настасьи, не веришь в неожидан ное преображение баб, в их мгновенно появившуюся сознательность»1. Роман действительно страдал рядом недостат ков стиля, композиции, язы ка и не всег да звучал художественно убедительно. Писатель видел многие из них и при каждом новом издании вносил поправки, изменения и дополнения. Все последующие годы Ф. Березов ский по-прежнему ведет большую обще ственную работу, руководит литератур ными группами молодежи, входит в со став редакций журналов. Одновременно писатель начинает работу над новым ро маном «Грани», охватывающим боль шой период времени, в том числе граж данскую войну и современность. Отмечая заслуги писателя в области литературы, Советское правительство наградило Ф. Березовского в день семи десятипятилетия орденом Трудового Кра сного Знамени. Лишь несколько месяцев пережил писатель свой юбилей, силы все чаще и чаще оставляли его, неумо лимая болезнь делала свое, и 7 апреля 1952 года Ф. А. Березовского не стало. Лучшие произведения писателя-ком- муниста Ф. Березовского — очерки о ре волюционной борьбе сибиряков, повесть «Мать», наиболее значительные части романа «Бабьи тропы» ■— и сегодня вол нуют читателя своим пафосом неприми римой борьбы с реакцией, своей стра стно переданной правдой о революции. В советскую литературу , вместе с Дру гими писателями-сибиряками, он внес свой заметный вклад. Все его произведе ния от начала и до конца творческой де ятельности воодушевлены мужественной борьбой русского народа за светлое ком мунистическое будущее. 1 М и х а й л о в и ч . «Сибирские огни», № 4. 1928 г., стр. 245. а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2