Сибирские огни, 1961, № 8

языка героя. На деле же этот прием придает тексту ненужную многозначи­ тельность, а иногда просто затемняет его смысл. Вот, например, как рабочий рассказывает Степаниде о положении в городе и делах ее сына: « — Да нет... здоров... все как следует!.. Благополуч­ но!.. И дом, и все... Только не знаю, как... Место такое!.. Дамочка—Настина подру­ га... Муж — офицер... на фронте... а у ней чех!.. Вроде как бы... гость... по­ стоянно!.. Боюсь... встречи-то вашей!.. Молодой... Ленька-то... не выдержит... влопаетесь!..» В этом отрывке не сра­ зу разберешься, что к чему, и совершен­ но очевидна нарочитость многоточия. Не­ редко мы встречаемся в повести с фоне­ тически точным написанием — «сичас», «што», «хто», «конешно» и другими, ко­ торые не могут передать истинное своеоб­ разие язы ка действующих лиц. Однако главное в повести — ее рево­ люционная устремленность, ее героиче­ ский пафос. В ней ярче, чем в каком- либо другом произведении, выражен тем­ перамент писателя-революционера. При чтении повести «Мать» особенно ясно представляешь себе, что «Березовский, как художник, в своем литературном творчестве, в сущности продолжает ту же революционную работу»'. * * * С 1924 года Ф. Березовский — актив­ ные участник литературной жизни Мо­ сквы: он в числе членов правления мо­ сковской писательской организ а ц и и МАПП, много времени отдает работе с молодыми писателями, деятельно уча­ ствует в работе журнала «Октябрь», где уже в первом номере за 1924 год печа­ тается его очерк «Коммуна «Красный Октябрь», а во втором — роман «В степ­ ных просторах», в котором писатель об­ ращается к показу гражданской войны в Казахстане. Хотя Березовский берет важные темы, эти произведения не мо­ гут сравниться с повестью «Мать», они не добавляют что-либо существенно но­ вого к творческому лицу писателя. Вскоре Ф. Березовского захватывает работа над новым произведением. В восьмом номере «Женского журнала» за 1926 год начинают печататься отрывки из романа «Бабьи тропы». В 1928 году он полностью выходит отдельным изда­ нием. Книга сразу же обратила на себя серьезное внимание критики и читателя. Интерес к этому произведению не случа­ ен. Роман «Бабьи тропы» завершает многолетние раздумья автора о русской женщине и ее судьбе, эта тема букваль­ но выстрадана писателем на протяжении всего его творческого пути. В центре романа поставлена история ‘ П. М и р е ц к и й . Солдат революции. «Чи­ татель и писатель», № 15, 1928 г., стр. 1. жизни простой женщины-сибирячки На­ стасьи Петровны Ширяевой. Автор по­ казал неимоверно трудный путь забитой и приниженной крестьянки к сознатель­ ной защите своих прав, постепенный при­ ход ее к новому социалистическому ми­ ропониманию. Именно это и является ос­ новным сюжетным стержнем произведе­ ния. «Когда я вспоминаю жизнь женщин, послуживших прообразом Настасьи Пет­ ровны Ширяевой,— писал Ф. Березов­ ский,— я всегда думаю о том, как в прошлом ломали голову лучшие пред­ ставители человечества и великие ху­ дожники над судьбой женщины, ища в окружающем их мире ответов на «прокля­ тые» женские вопросы... Но они бессиль­ ны были указать путь положительного разрешения женской проблемы. Ибо ни сама жизнь, ни мир идей тех времен не давали и не могли дать положительный ответ на поставленные этими гениальны­ ми художниками вопросы. Только после того, как на свете появились пролетари­ ат, партия большевиков... только после этого, в борьбе передового человечества со старым миром, разрешались все ос­ новные вопросы женского бытия»1. Путь Настасьи Петровны типичен и поучителен для сибирской крестьянки. Первая часть романа «Бабий заговор» представляет собой своеобразную преды­ сторию его главной героини. Настасья отравляет своего мужа-из- верга. На фоне страшного собственниче­ ского быта, на фоне идиотизма старой сибирской деревни этот решительный протест женщины олицетворяет собой проблески настоящего гордого характе­ ра. Тяжела и беспросветна жизнь кре­ стьян глухого селения, много ужасов творится в нем, однако эти суровые кар ­ тины не заслоняют, по мнению писателя, светлых его сторон. Были там и люди, ненавидящие дикость и произвол. Тако­ ва прежде всего Настасья Петровна, ак­ тивно протестующая против рабской до­ ли. В ней просыпается чувство любви к .Степану, она не способна скрывать этого «греха» от ненавистного мужа. Но героиню не может удовлетворить маленькое семейное счастье. Настасья Петровна теперь мучается мыслями о других людях, она все еще видит и се­ бя и мир деревенский как-то по-особому. Узок и тесен для нее теперь быт дерев­ ни, не находит она справедливости во­ круг, рвется ее сердце в поисках прав­ ды. Сначала Настасья Петровна ищет свою тропу в святых местах, монасты­ рях и раскольничьих скитах. Страницы романа, рассказывающие о религиозных увлечениях героини и ее постепенном прозрении, наиболее сильные в книге. 1 Дарственная надпись Ф. Березовского на книге «Бабьи тропы», подаренной Омскому обла­ стному литературному музею. Дом-музей Березов­ ского.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2