Сибирские огни, 1961, № 8

Образ Степаниды Зубковой — боль­ шая удача автора. Писатель сумел прав­ диво и точно обрисовать простую жен­ щину, психологически верно показать ее идейный рост. Сурова, полна опасностей и жизнь ее мужа, Федора. Вот Федор дома, ему предстоит еще много тяжелого и опас­ ного. Ему хочется жить и радоваться вместе с детьми. «Жадно бегал глазами по белой, чисто прибранной комнате; по простой и в порядке расставленной ме­ бели; по окнам с белыми занавесками. Перевел взгляд на жену. Не мог отор­ ваться». Все это позволяет лишь на миг забыть о тяжелой и суровой жизни подпольщика: «— Эх, ты... жись!.. Сол­ нышко!.. Неуж погаснешь?! И вдруг дру­ гое мелькнуло: урман!.. Партизаны!.. Натянул мускулистые руки. Стиснул зу­ бы». Эти размышления и чувства Федо­ ра весьма знаменательны: они заставля­ ют нас поверить, что перед нами самый обычный, живой человек. Ему даже во сне снится, что он держит в руках ре­ бенка и ласкает его. Федор у Березовского понимает, что не пришла еще пора, когда можно жить, наслаждаясь счастьем, жизнь эту нужно завоевать: «Конешно... без крови и без жертвов... ничего не делается... поляжет нашего брата много!.. Што ж... пусть. Хучь для детишек...» Федор до послед­ ней минуты жизни верит, что победит правда рабочих, этой горячей верой проникается и его жена. Жизненные ис­ пытания еще больше закаляют их веру. Ненависть к врагам, стремление к сво­ бодной и счастливой жизни удесятеряют их силы. Большую симпатию вызывает образ рабочего Дементия. Немного места отве­ дено ему в повести, но он помогает писа­ телю раскрыть замечательные качества рабочего человека: стойкость, товари­ щество, преданность делу революции. Ему не чуждо чувство юмора. Собирая для Степаниды оружие, Дементий заме­ чает: «Ну, порют, сволочи!.. Казак на­ гайкой бузует!.. А ета стерва... резиной норовит!.. По-заграничному! Неделю не присядешь...» Дементий всячески стре­ мится отговорить Степаниду от рискован­ ного пути с оружием, но Степанида не­ преклонна. На прощание Дементий крик­ нул ей вслед, ж елая хоть как-то под­ бодрить мать: «Не сумлевайся, Пет­ ровна!.. Нащет ребят-та... Мы ведь не хто-нибудь... Рабочие!..» И сколько в этом нехитром напутствии теплоты, уча­ стия, сколько гордости подлинно проле­ тарской, что уже только по этой репли­ ке мы можем представить себе просто­ го и душевного рабочего человека—Де­ ментия. Образ другого революционера — Лео­ нида дан в повести значительно слабее. Именно это обстоятельство и вызвало уп­ рек в схематизме всей повести «Мать». «Изображение процесса рождения новой психики народа, — писал А. Бушмин,—■ было чрезвычайно важным, новым и на­ иболее трудным объектом художествен­ но анализа. В решении этой сложной за ­ дачи писатели 20-х годов нередко ста­ новились на путь упрощений, подменяя изображение изменений внутреннего ми­ ра, обусловленных революционной эпо­ хой, торопливым описанием фактов вне­ шней биографии человека. «Мальчишкой ушел... слесаренком чумазым!.. Как в- кинематографе мелькнуло: война, пере­ броска с фронта на фронт, встречи со> старыми партийцами, кипучая работа,, усиленное чтение, борьба, тревоги... Еще недавно мальчик... Сейчас главарь-под­ польщик. Смелый, бесстрашный»1. Заме­ чание это справедливо по отношению к данному герою, но с ним нельзя согла­ ситься, когда оно распространяется на всю повесть, ибо главные герои пове­ сти обрисованы полней и обстоятельней. Сразу же после выхода в свет повесть «Мать» завоевала любовь читателя и хороший прием критики тех лет. Очень скоро она была переведена на ряд ино­ странных языков, а у нас за короткое время выдержала тринадцать изданий. В последние годы «Мать» появилась еще в двух изданиях. Уже в 1925 году газета «Известия» оценивала книгу Березов­ ского как крупное художественное про­ изведение2. А в журнале «На литератур­ ном посту» писалось: «Из особо читаемых комсомолом можно все же выделить не­ которые книги: «Железный поток» Се­ рафимовича, «Молодняк», «Перегной» Л. Сейфуллиной, «Чапаев» Фурманова, «Мать» Березовского, «Неделя» Лебе­ динского, «Партизаны» Вс. Иванова»3. И таких свидетельств современников об успехе повести множество. Несмотря на это, Ф. Березовский продолжает работу над своей книгой. Много работал он над стилем повести, хотя критика и отмечала эту сторону произведения как наиболее удачную. Дей­ ствительно, автор избежал многих мод­ ных в то время приемов и методов рас­ цвечивания художественного текста. И все же стиль повести страдает некоторы­ ми недостатками, типичными для произ­ ведения двадцатых годов. Автор порою впадает в излишне натуралистическое письмо (например, изображение безобра­ зий, творимых белыми офицерами в ва­ гоне поезда, где едет Степанида). При передаче речи героев писатель так же прибегает к приему точного копирования разговорного языка. Так, многоточие, по его мнению, должно передавать живость 1 А. С. Бу ш м и н. О ранней советской про­ зе. Вопросы советской литературы, т. 1. Изд. АН СССР, 1953, стр. 52. 2 «Известия» ЦШС, № 209, 1925, А. Мордвин. Повесть о вчерашнем. 3 Ал. И с б а х. «Что читает коломенский ра­ бочий?» «На литературном посту», № 2, 1926 г.„ стр. 37.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2