Сибирские огни, 1961, № 8

голодным, вшивым и окровавленным. Перемешались люди: молодые и старые, мужчины и женщины, перемешались их стоны к крики, кровь и слезы. Бьются, умирают, рвут огненное кольцо разно­ племенных врагов»1. Такое органическое сплетение личных переживаний с мысля­ ми о родине, народе характерно для по­ вести «Мать». В основе повести лежат действитель­ ные события, пережитые самим писате­ лем. Но «Мать» — не автобиографиче­ ское произведение. Писатель показал простых людей, которые своей повсед­ невной и нелегкой борьбой способствова­ ли уничтожению ига колчаковщины. А действительные факты, получившие от­ ражение в повести, придали произведе­ нию большую убедительность, помогли раскрытию характеров ее действующих лиц. Определить конфликт повести не представляет, труда — это основной кон­ фликт эпохи: борьба двух миров, их столкновение не на жизнь, а на смерть. Писатель показал, как эта борьба порож­ дала массовый героизм, порождала лю­ дей, способных во имя свободы на не­ обыкновенные подвиги. Отдает свою жизнь Степанида Зубкова. Выполняя свой долг, гибнет и ее муж — Федор. Рвется на выполнение опасного задания Леонид Зубков, сын Степаниды и Федо­ ра. Переносит жестокие побои рабочий Дементий, но не выдает товарищей, а после выхода из контрразведки снова продолжает революционную работу. Не страшась смерти, на окраине города, где «зверь в предсмертных судорогах справ­ лял кровавый праздник», собираются ра­ бочие в избушке сторожа, чтобы выра­ ботать план борьбы с колчаковцами. В другом лагере господствуют жесто­ кость, паразитизм, разврат. Здесь офи- цер-белочех с черными усиками и саль­ ными глазами жестоко истязает людей, попавших в его руки; здесь солдат-япо­ нец, чувствующий себя хозяином на рус­ ской земле и безнаказанно издевающий­ ся над людьми; казак, набивающий кар­ маны грязными платками во время обы­ ска, и другие. Замечательной особенностью повести Ф. Березовского является изображение революционного лагеря, что в те годы удавалось немногим писателям, и тем са­ мым восполняло некоторый пробел в изображении гражданской войны в Си­ бири. В известном романе В. Зазубрина «ДБа мира» убедительнее показан имен­ но лагерь белогвардейцев. Еще заметнее эта особенность проступает в произведе­ ниях Ис. Гольдберга («Гроб подполков­ ника Недочетова», «Путь, не отмечен­ ный на карте» и другие). В этой связи повесть Ф. Березовского в литературе 1 Ф. Б е р е з о в с к и й . Таежные застрель­ щики. Омск, 1955. Мать, стр. 128. В дальнейшем цитирую по этому изданию. о гражданской войне приобретает осо­ бенное значение. В центральном образе повести «Мать» критика и читатели тех лет видели во­ площение тех качеств, которые характер­ ны для новой женщины, товарища и стойкого борца. В рабочих аудиториях образ Степани­ ды воспринимался неизменно с вооду­ шевлением. На обсуждении повести «Мать» (таких обсуждений проходило в те годы много) один рабочий отметил: «Идеалом новой женщины я считаю Степаниду: это тип женщины — пред­ вестник той новой женщины, о которой мы истосковались...» Другой читатель заметил: «Нам нужны такие, как Степа­ нида. Это про- нее сказал поэт: из нее бы гвозди бить... крепче могли бы гвоз­ ди бы ть ...»1. Образ Степаниды Зубковой рисуется писателем в развитии. Простая русская женщина, жена рабочего, обременена многими домашними заботами, на руках маленькие дети, требующие ухода. Жи­ вет она в постоянном опасении за судь­ бу старшего сына и мужа, ведущих под­ польную работу. Ей не чужды и общест­ венные интересы, она активно помогает арестантам. Степанида воедино связыва­ ет мысли о сыне и муже с тем кошма­ ром, который ей пришлось увидеть на пароходе, везущем арестованных. Тако­ ва Степанида в начале повести. Однако ее ждут серьезные испытания, самые невероятные пытки. Но все это не может сломить духа Степаниды, она выходит из всех испытаний победитель­ ницей, и при этом крепнет ее внутрен­ няя сила, убежденность в правоте сво­ его дела.. Революционная деятельность ее му­ жа становится ее самым важным делом, ради которого она отдает свою жизнь. Такой мы видим Степаниду в конце повести. Мы угадываем в Степаниде еще в на­ чале повести незаурядного человека, но по-настоящему ее подлинная натура рас­ крывается в то время, когда она стано­ вится в ряды активных и сознательных революционеров. Во всех случаях она остается матерью, но, размышляя о де­ тях и их судьбе, она все чаще и чаще связывает их с делом своего мужа, с судьбой своего народа. Ее порою «жгу­ чим материнским порывом тянет к де­ тям и к жизни», ей хочется «броситься вперед. Телом своим прикрыть. Сохра­ нить». Однако эти порывы матери побеж­ даются разумным, властным сознанием необходимости суровой борьбы с врагом. В самые тяжелые минуты она «вспоми­ нала о кровавой борьбе, о Федоре, о де­ тях. И вдруг во всем теле что-то натя­ нулось. Неведомо откуда родилась твер­ дая решимость — перенести все». 1 Ф. Б е р е з о в с к и й . Процесс четырех. Журн. «Смена», № 9, 1927 г., стр. 3 и 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2