Сибирские огни, 1961, № 8
Особенно интересным представляется очерк «Таежные застрельщики» о рево люционных событиях 1904— 1906 го дов в Сибири. В этом очерке автор смог нарисовать широкую панораму борьбы рабочего класса в Сибири против само державия. Постепенный рост зрелости рабочего класса, его организованности передается через множество эпизодов, событий, свидетелем и участником кото рых был сам Березовский. Вместе с ро стом рабочих масс усиливается и поли тическая закалка автора. Хорошо пока зано в очерке, как еще разрозненные ра бочие железной дороги постепенно объе диняются через социал-демократические кружки. & * * Среди писателей-сибиряков давно жило стремление организовать свой ли тературно-художественный жур н а л . Мысль эта занимала и Ф. Березовского: «В газете, — вспоминал он, — я пробо вал организовать «Литературную страни цу» с тайной мыслью: при первой же возможности создать литературно-худо- жественный журнал или хотя бы литера турный альманах»1. И вот в конце 1921 года Сиббюро РКП(б) вынесло решение о создании журнала «Сибирские огни». Ф. Березовский вошел в состав его ред коллегии. Обеспечить первый номер журнала прозой было поручено Ф. Бере зовскому и Л. Сейфуллиной. На одном из первых заседаний редак ционной коллегии было заслушано два произведения -— рассказ Ф. Березовско го «Варвара» и повесть «Четыре главы» Л. Сейфуллиной. О рассказе Березов ского Л. Сейфуллина писала: «Простой, ,чудесный язык, яркий образ сибирячки Варвары, намеченный сразу крепким ху дожественным мазком, в памяти сливает ся с постукиваниями ставен, с гудени ем в трубе, с вьюжным воем за стенами, с сугробами, с глухой ночной тишиной и темью, которые мы одолевали, расхо дясь по домам. Оттого сибирская бы вальщина, так хорошо рассказанная Бе резовским, казалось, ворошилась в та- ких-то неясных тенях, в глухоте ночной тогдашнего Новониколаевска, волновала своей, живучей силой»2. Уже в марте 1922 года Ф. Березов ский писал дочери: «Одновременно с этим письмом посылаю в запакованной посылке один экземпляр журнала «Си бирские огни», который мы начали изда вать в Н. Николаевске. Больших трудов стоила эта затея. Зато журнал вышел не 1 Ф. Б е р е з о в с к и й . Как загорались «Си бирские огни». Журн. «Сибирские огни» № 1, 1947 г., стр, 135. 2 Л. С е й ф у л л и н а . Памятное пятилетие. Сб. «О литературе», «Советский писатель». М., 1958 г., стр. 279. хуже московского двухмесячника «Крас ная новь»... Публика читает нас запоем»'. Большой успех выпал на долю рас сказа Березовского «Варвара». Именно в нем писатель сказал первое слово о женской судьбе, ее тяжелом и безрадост ном пути, ее сопротивлении произволу и насилию. И хотя Варвара пока еще не находит настоящего применения своей воле и энергии, ее протест пока пасси вен и она еще не готова к борьбе с со циальным злом, но жизнь научила Вар вару ненавидеть окружающее. Она не пожелала покориться судьбе, которая была уготована ей после гибели любимо го человека. В рассказе обнаружились и глубокие знания писателя сибирской природы, быт крестьян, и его умение художествен но раскрыть примечательные особенно сти края, своеобразие в характере жиз ни его людей. Словом, Березовский вы рос в интересного и вдумчивого бытопи сателя Сибири. Как и многих советских писателей первых лет после революции, Березов ского захватывает тема народной борь бы. Он весь отдается работе над новой повестью — «Мать» (1923). Советская литература к этому време- ни уже имела некоторый опыт изображе ния революционной действительности. Читатель, правда, не получил еще «Же лезного потока» А. Серафимовича, «Р аз грома» А. Фадеева, однако создан был уже ряд книг, в которых решалась жи вотрепещущая проблема — создание но вого героя, борца за социалистические идеалы. Именно в этот период становления но вого героя советской литературы и появ ляется произведение Ф. Березовского «Мать». Имя писателя тогда мало было кому известно, но повесть «Мать» сразу же выдвинула его в ряд видных совет ских писателей. Повесть захватывает своим драматиз мом, стремительным развитием сюжета. Писатель отходит от эпически ровной и спокойной манеры повествования. Нет в повести длинных описаний, бытовых подробностей, развернутых портретных характеристик. Все действие повести дается в предельно сжатых сценах, как бы копируя разительно быстро развива ющиеся события тех лет. В художествен ную ткань произведения часто вводятся публицистические отступления, в кото рых ясно проступдет позиция писателя, его страстная ненависть к врагам соци ализма, его любовь к родине, к своему народу. Так, главная героиня повести Степанида Зубкова, тоскуя о муже и де тях, естественно, приходит к размышле ниям о народе, о своей истерзанной ро дине: «И вдруг вся Россия представи лась огромным вооруженным лагерем— 1 Дом-музей Ф. А. Березовского. Письмо д о чери.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2