Сибирские огни, 1961, № 8

Особенно интересным представляется очерк «Таежные застрельщики» о рево­ люционных событиях 1904— 1906 го­ дов в Сибири. В этом очерке автор смог нарисовать широкую панораму борьбы рабочего класса в Сибири против само­ державия. Постепенный рост зрелости рабочего класса, его организованности передается через множество эпизодов, событий, свидетелем и участником кото­ рых был сам Березовский. Вместе с ро­ стом рабочих масс усиливается и поли­ тическая закалка автора. Хорошо пока­ зано в очерке, как еще разрозненные ра­ бочие железной дороги постепенно объе­ диняются через социал-демократические кружки. & * * Среди писателей-сибиряков давно жило стремление организовать свой ли­ тературно-художественный жур н а л . Мысль эта занимала и Ф. Березовского: «В газете, — вспоминал он, — я пробо­ вал организовать «Литературную страни­ цу» с тайной мыслью: при первой же возможности создать литературно-худо- жественный журнал или хотя бы литера­ турный альманах»1. И вот в конце 1921 года Сиббюро РКП(б) вынесло решение о создании журнала «Сибирские огни». Ф. Березовский вошел в состав его ред­ коллегии. Обеспечить первый номер журнала прозой было поручено Ф. Бере­ зовскому и Л. Сейфуллиной. На одном из первых заседаний редак­ ционной коллегии было заслушано два произведения -— рассказ Ф. Березовско­ го «Варвара» и повесть «Четыре главы» Л. Сейфуллиной. О рассказе Березов­ ского Л. Сейфуллина писала: «Простой, ,чудесный язык, яркий образ сибирячки Варвары, намеченный сразу крепким ху­ дожественным мазком, в памяти сливает­ ся с постукиваниями ставен, с гудени­ ем в трубе, с вьюжным воем за стенами, с сугробами, с глухой ночной тишиной и темью, которые мы одолевали, расхо­ дясь по домам. Оттого сибирская бы­ вальщина, так хорошо рассказанная Бе­ резовским, казалось, ворошилась в та- ких-то неясных тенях, в глухоте ночной тогдашнего Новониколаевска, волновала своей, живучей силой»2. Уже в марте 1922 года Ф. Березов­ ский писал дочери: «Одновременно с этим письмом посылаю в запакованной посылке один экземпляр журнала «Си­ бирские огни», который мы начали изда­ вать в Н. Николаевске. Больших трудов стоила эта затея. Зато журнал вышел не 1 Ф. Б е р е з о в с к и й . Как загорались «Си­ бирские огни». Журн. «Сибирские огни» № 1, 1947 г., стр, 135. 2 Л. С е й ф у л л и н а . Памятное пятилетие. Сб. «О литературе», «Советский писатель». М., 1958 г., стр. 279. хуже московского двухмесячника «Крас­ ная новь»... Публика читает нас запоем»'. Большой успех выпал на долю рас­ сказа Березовского «Варвара». Именно в нем писатель сказал первое слово о женской судьбе, ее тяжелом и безрадост­ ном пути, ее сопротивлении произволу и насилию. И хотя Варвара пока еще не находит настоящего применения своей воле и энергии, ее протест пока пасси­ вен и она еще не готова к борьбе с со­ циальным злом, но жизнь научила Вар­ вару ненавидеть окружающее. Она не пожелала покориться судьбе, которая была уготована ей после гибели любимо­ го человека. В рассказе обнаружились и глубокие знания писателя сибирской природы, быт крестьян, и его умение художествен­ но раскрыть примечательные особенно­ сти края, своеобразие в характере жиз­ ни его людей. Словом, Березовский вы­ рос в интересного и вдумчивого бытопи­ сателя Сибири. Как и многих советских писателей первых лет после революции, Березов­ ского захватывает тема народной борь­ бы. Он весь отдается работе над новой повестью — «Мать» (1923). Советская литература к этому време- ни уже имела некоторый опыт изображе­ ния революционной действительности. Читатель, правда, не получил еще «Же­ лезного потока» А. Серафимовича, «Р аз ­ грома» А. Фадеева, однако создан был уже ряд книг, в которых решалась жи­ вотрепещущая проблема — создание но­ вого героя, борца за социалистические идеалы. Именно в этот период становления но­ вого героя советской литературы и появ­ ляется произведение Ф. Березовского «Мать». Имя писателя тогда мало было кому известно, но повесть «Мать» сразу же выдвинула его в ряд видных совет­ ских писателей. Повесть захватывает своим драматиз­ мом, стремительным развитием сюжета. Писатель отходит от эпически ровной и спокойной манеры повествования. Нет в повести длинных описаний, бытовых подробностей, развернутых портретных характеристик. Все действие повести дается в предельно сжатых сценах, как бы копируя разительно быстро развива­ ющиеся события тех лет. В художествен­ ную ткань произведения часто вводятся публицистические отступления, в кото­ рых ясно проступдет позиция писателя, его страстная ненависть к врагам соци­ ализма, его любовь к родине, к своему народу. Так, главная героиня повести Степанида Зубкова, тоскуя о муже и де­ тях, естественно, приходит к размышле­ ниям о народе, о своей истерзанной ро­ дине: «И вдруг вся Россия представи­ лась огромным вооруженным лагерем— 1 Дом-музей Ф. А. Березовского. Письмо д о ­ чери.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2