Сибирские огни, 1961, № 8
ей неприязни, а когда оказался неволь ным соучастником «Серафимовою бала гана» с исцелением, тут и его покинуло обычное спокойствие. У В. Кораблинова и И. Супруна изоб ражена еще одна категория привержен цев религии и церкви. Это люди, давно я откровенно' ненавидящие Советскую власть, всеми силами цепляющиеся за старое с целью хоть как-нибудь повер нуть колесо истории вспять или затормо зить его неуклонное движение. Церковь д л я них с давних времен стала надеж ным прибежищем. Отец Вани Кутушникова обозлен на всех и вся, пионерский галстук на сыне он видеть не может, потому что «пионе ры и комсомол уже дважды выкидыва ли его из настоящей жизни», которая, в Захаровом представлении, заключе на только в богатстве, нажитом любыми средствами. Трудиться честно, а тем бо лее много Захар не желает . Спекуляция, ловкие махинации, аферы — вот его стихия. Когда же на многом из того, что он затевал, прогорел и, кстати, в тюрь ме посидел, его прельстила «деятель ность» утешителя Макара Филипповича. Уж очень выгодной и главное — непод судной она ему показалась. Ловкач Макар Филиппович действи тельно хорошо устроился. Он собрал во круг себя верующих и вместе с ними стал проповедовать «слово божье». Свои щупальца он раскинул широко, охотно привлекал молодежь и создал по существу целую организацию со свои ми молитвами и своим уставом. Основ ная задача этого довольно четко рабо тающего объединения — ходить по до мам и утешать престарелых или умира ющих. Придут к ослабевшему больному человеку, помогут по мелочи — дров наколют, воды принесут, печку истопят, а потом и в грехах уговорят покаяться. Многим казалось, что «трудится» Ма кар Филиппович совсем бескорыстно, на самом же деле он успел три дома себе «отгрохать». Это — хищник, перекра сившийся в безобидную овечку, он и раньше был и теперь остался собствен ником, нашим хитрым изворотливым врагом. А кто такой Илья Федосев, раздув ший религиозные страсти в деревне Гваздовке, подтолкнувший Никиту на убийство собственного сына? Кулак, вор, стяжатель ,— отвечает В. Корабли- нов. Прошло много лет с тех пор, как Советская власть ему дорогу перешла, а он остался прежним. Состарился и жил, казалось, тихо, но «никто не подо зревал , сколько злобы накопил в своем сердце этот черный, слегка сгорбленный старик на власть, на односельчан, на весь мир». Сослан он был в Нарым за то, что в тридцатом году подбивал гва- здовских мужиков порешить всех сель ских коммунистов, десять лет затем от сидел как вор, а послушать его, то вы ходило, что «всю свою жизнь он претер певал за свою приверженность к право славной вере, за то, что не побоялся ан тихристовых слуг, не отшатнулся от бо га» . Федосев буквально пышет злобой и ненавистью. «— Не-ет, брат! — грозя Никите черным толстым пальцем, воскликнул он .— Нет, брат, я не Петр! Энтот, пони маешь, кочет в третий раз не закричал, а он уже отрекся. Я же нехай помру, но не отрекуся! Нас, христьян-то, еще вон когда, при царе при Мироне, гнали. А Христос что? Христос претерпел и нам велел ...» Фигура Федосева выписана В. Кораб- линовым резко, выпукло и верно. Пусть есть в ней что-то и от плаката два дцатых годов, самое же главное — эту мысль настойчиво подчеркивает в своем очерке и И. Супрун — он показал, что к церкви сегодня жмутся все темные си лы прошлого — тунеядцы, преступники, спекулянты, всякого ранга стяжатели и аферисты , иначе сказать, все «бывшие» и «претерпевшие». Слово божье для них давно уже только ширма, за которой они продолжают творить свое подлое дело — обманывать, растлевать, уби вать... Произведения, о которых мы здесь говорили, насыщены конкретными фак тами, неопровержимо доказывающими, какую мораль исповедуют те; кто слы вет еще «духовными пастырями», объ ясняет , кто действительно заинтересо ван в сохранении религии, в распростра нении религиозного фанатизма. Они цен ны также и своей справедливой крити кой недостатков нашей антирелигиоз ной пропаганды, критикой тех работни ков культуры, которые пытаются успе хами развития социалистического обще ства прикрыть свою пассивность в борь бе с религиозным мировоззрением. Эти произведения — настоящий клад для умелого пропагандиста, пото му что своей цели авторы достигают са мым доступным, самым доходчивым и наиболее убеждающим словом — сло вом художника. Читая их, каждый раз ловишь себя на мысли: ну а что ты сде лал , чтобы ни у кого не повторилась история Миши Желонкина, чтобы пре дотвратить гибель таких же запуганных, как Ксения? Во имя жизни принесенных в жертву детей, во имя жизни пионера Володи Енина, дико и бесцельно убитого цер ковниками, мы должны без промедления ударить в набат: ведь люди гибнут!..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2