Сибирские огни, 1961, № 8
Лирический герой очерка не стал ждать, когда «время сделает свое де ло», он умно и тактично помогает Ване разобраться в хитросплетениях Макара Филипповича, под его влиянием маль чик однажды «взбунтовался», ушел от отца, пристроился к шоферскому делу, стал настоящим человеком. Трогательна одна из последних сцен очерка. Ваня выпрашивает пятитонку, чтобы съездить к Мише Желонкину, ставшему священ ником. Он хотел подъехать к его дому так, чтоб земля дрожала. Ваня жаждал доказать своему бывшему единомыш леннику, что отныне он хозяин такого «буйвола», как эта мощная машина, а следовательно, и хозяин своей судьбы. Он теперь ничего и никого не боится. А как же быть с Мишей Желонки- ным, этим славным и отзывчивым юно шей, который искренне уверовал в бо га? Ох, с ним значительно сложнее! И. Супрун только-только намекнул, в бездну каких противоречий окунулся Миша. Его характер в достаточной степени еще не раскрыт писателем. Все, что с ним произошло, находится за пре делами произведения. Мы познакоми лись пока лишь с внешней стороной Ми шиной жизни: узнали, что у него есть сестры, которые, видимо, «приохотили» его к вере Христовой, узнали, что он поступил в духовную семинарию, стал священником, а внутренняя работа, когда-то совершавшаяся в сознании Же- лонкина, так и осталась не показанной. А ведь он еще был электриком и любил свое дело. Эту нелегкую задачу — показать, как честный и искренний человек поверил в бога, затем стал священнослужителем, и попытался решить В. Кораблинов в повести «Житие преосвященного Сма рагда». Талантливый хирург, всесторонне об разованный Сергей Авсенев по доброй воле превратился в преосвященного Смарагда. Замысел В. Кораблинова весьма значителен: проникнуть в тайное тайных современного проповедника хри стианства, проследить, как ухитряется он примирить знание и веру, вскрыть внутренние истинные мотивы его пове дения. Следует сразу сказать, что про изведение читается с большим интере сом, публицистические отступления на писаны автором взволнованно, страстно. Образы отдельных священнослужите лей, картинки из жизни современных се минарий, портреты разного рода около церковных прихлебателей, вроде Бала лайкина или Ладушкина, удались писа телю. Удача сопутствовала ему, когда он нещадно обличал церковников, ино гда, правда, слишком плакатно, но все- таки ясно и определенно. Другое дело образ Смарагда. По логике событий в повести он пришел к полному крушению своей веры. Однако добраться до того, как у него все это совершилось, нелег ко. Для этой цели писатель использовав пространные внутренние монологи, от- ступления-восйоминания, споры с самим, собой в полубредовом состоянии, сны почти вещие, разговоры с малярией, с бесами, которые обступали его во время молитвы, понуждая к неверию. Словом,, в повести дано много такого, что отяже ляло восприятие событий, а не раскры вало их. Кроме того, в ней весьма схе матично рассказано о том, почему Сер гей Авсенев решил «принять монаше ский постриг». Это случилось потому, кратенько со общает В. Кораблинов, что в годы вой ны Сергей Федорович был потрясен гибелью своей семьи. Он воспринял смерть родных как господнюю кару за свое презрение к смерти, которое испы тывал, когда как хирург боролся за жизнь солдат. Он решил смиренно пере нести эту кару и дал обещание богу сразу же после войны, если будет жив, «остаток жизни своей посвятить дея тельному служению церкви». А перед, этим тоже в двух словах рассказано, что к семье он относился более чем спокойно, особенной любви к ней не испытывал. С женой-художницей у него «общего ниче го не было», а на сына он долгое время «мало обращал внимания». Сказано только, что когда Никита подрос, он «всегда находил время», чтобы внушить ему свою правду и свою веру. Такая информация, разумеется, не мо жет заменить изображения действитель ного душевного состояния героя в мо мент, когда он принимал столь важное решение. Вероятно, поэтому последо вавшие затем переживания Смарагда, весьма тщательно прослеженные авто ром, оказались лишенными необходимо го в этом случае напряжения и драма тизма. Автору пришлось прибегать к сновидениям, к болезненному бреду, к диалогам с воображаемой «нечистой си лой», то есть к испытанным аксессуарам! искусственного психологизма. Все это- ослабило силу воздействия нужного сейчас и в целом полезного произве дения. Известно, что верят в бога разные лю ди. Одни, как Смарагд или Миша Же- лонкин, от чистого сердца, другие по укоренившейся привычке, наконец, есть и такие, которые верят, так ска зать, из побуждений иного порядка. Им попросту до поры до времени житейски выгодна такая вера. Однако в любом случае мы не можем закрывать глаза на. истинный характер «веры в бога». У нас нередко притупляется ощущение непрекращающейся давней борьбы двух идеологий, истоки которых снова и сно ва в столкновении двух социальных сил,, до сих пор противостоящих друг другу в нашем мире. Это, конечно, не значит, что моя верующая бабушка, которую я люблю и оберегаю, одновременно и/ мой враг. Если бы было так просто!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2