Сибирские огни, 1961, № 8
лю ди хорошо справляли свои должно сти: пели, играли, ставили спектакли, разводили мичуринские сады, руководи ли и писали отчеты в область о своей и в самом деле кипучей деятельности. Но все они совершенно не задумывались о существовании в Зареченске какого-то бога, которому поклоняются темные, не образованные люди, как будто бы его, зареченского бога, и не было вовсе». Сказано снова не без горечи и не без злости. И обратите внимание: какие знакомые мысли! Р а з бог не суще ствует для меня, рассуждает некий ра ботник зареченской культуры, значит он не существует и для других. А его щепетильность спокойненько уживается рядом с благодушием. Ах, как бы не оскорбить чувства верующих! Удобная позиция для бездельников. Конечно, оскорблять не следует и не следует .лезть в душу сапожищами, как Прыти- ков. Но и уважительное созерцание тво римых церковью «чудес», надо пола гать, не спасает положения, оно лишь увеличивает доходы церковников. Я продолжаю длинные выписки из по вести В. Кораблинова, потому что они касаются не одного Зареченска. «Приученные к зареченским свято стям , окрестные старухи валом валят на очередное «чудо», да ведь такая мас са народу собирается, что, бывает, и за давят кого-нибудь в сутолоке. Городская власть только за голову хватается: что делать? Разогнать нельзя — религиоз ные чувства уважать приходится. Еже ли к новоявленному источнику послать кого из учителей лекцию прочитать на счет бога или, допустим, объявить ве рующим, что это водопроводная труба лопнула, так отчаянные зареченские старухи такого просветителя за всяко просто и поколотить могут... И, этак по размысливши, городская власть пре мудро решает отправить на место чудес ного происшествия двух милиционеров, чтобы, по крайности, хоть порядок был установлен и людей не давили бы». Что это, как не полная беспомощ ность, разумеется, достойная самого злого осмеяния? Люди не только ничего не сделали, но и расписались в своем •бессилии. В более мягких тонах, но по суще ству об этом же рассказывает В. Тенд ряков в своей содержательной повести «Чудотворная». Учительница пришла за помощью и советом в райком партии: как быть с Ро дей Гуляевым? Этот вопрос в общем-то был решен довольно быстро. Но перед тем, как его решить, произошла любо пытная дискуссия, в ходе которой заве дующий отделом пропаганды и агитации Кучин вынужден был признаться: «Ког да мы говорим, надо поднять урожай ность, плохо ли, хорошо, мы знаем, как. Удобрения, ’ своевременная прополка, культивация — словом, есть целая аг рономическая наука с точными указани ями, что делать, как поступать. ‘Но вот говорят, разверните антирелигиозную пропаганду. Как ее развернуть? Начать высылать лектора за лектором, которые объясняли бы, будет ли конец мира. Во-первых, на такие лекции ходят обыч но неверующие. Во-вторых, если веру ющие и придут, то одними лекциями их не вылечишь». Сельская учительница Парасковья Петровна сразу же забросала его закон ными, волнующими ее вопросами. И хо тя Кучин говорил затем много и дельно, он не без основания упрекал сельскую интеллигенцию в бездействии, справед ливо требовал, «чтоб антирелигиозная пропаганда стала неотъемлемой части цей совести каждого мало-мальски культурного человека», эти вопросы простой сельской учительницы так и остались без ответа. «— Так почему же вас не беспокоит такая беспомощность? — спрашивала она. — Вы заведующий отделом про паганды и агитации, вы партийный про светитель в районе, почему я до сих пор не слышала вашего тревожного голоса? Почему вы занимаетесь горючим, овсом, или, как там сказали, заботами о сол нышке, и забываете позаботиться о са мом важном — о сознании людей?» Это очень серьезные вопросы, ну хо тя бы потому, что только счастливый случай спас Родьку Гуляева от гибели. Он остается жгучим еще и потому, что дрезенские трясуны вчера убили Сашу, новосибирские церковники сегодня за стрелили Володю, и колхозники, на гла зах которых развернулась трагедия Ксении из повести Н. Евдокимова «Грешница», проявили ту же беспомощ ность. Все знали, как воспитывалась Ксе ния, как ломали ее душу сектанты-пяти десятники. Одни ее жалели , например, дед Кузьма, другие — сверстницы — осуждали. А многие ли попытались дей ствовать? Однажды стихийно возник бойкот шоферов — никто не повез сек тантов в город на очередное моление. А еще что? Почти ничего. Иногда подруга по работе скажет: «Ты слепая совсем, мне даже страшно...» — «Не я, а ты сле пая! — горячо перебьет ее Ксения. — Познай бога, получишь вечную жизнь!..» И — все. Даже полюбивший Ксению Алексей Ченцов не нашел для нее нуж ных проникновенных слов и действовал прямолинейно, как-то суетливо, без дол жной настойчивости и, пожалуй, без по нимания сложности происходившего в душе Ксении процесса. Что-то более или менее действенное начал предпринимать новый председатель колхоза Иван Фи липпович, но тоже и не решительно, и не так энергично, как делал все осталь ное. Над Ксенией грянула, наконец, бе да, и он вынужден был признать: «Вино ват я перед тобой, все мы виноваты». А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2