Сибирские огни, 1961, № 8
Н. ЯНОВСКИЙ Н а б а т Сектантка Феодосья Смирнова при несла богу в жертву одиннадцатимесяч ного внука Сашу. Это случилось не в мрачное средневековье, а в наше время, в век покорения космоса. Недавно в подмосковном городке Дрезна состоялся суд над мракобесами из секты трясунов — вдохновителями таких жертвоприношений и целой серии самоубийств. Накануне Первого мая 1961 года в Новосибирске церковные сторожа Игош- кин и Бахтин с изуверской жестокостью избили четырех пионеров только за то, что они посмели забраться на колоколь ню турухановской церкви за дикими го лубями: уж очень хотелось ребятам ве село пройти мимо первомайской трибу ны и пустить в небо этих голубей. Но служители бога рассуждали ина че. Бахтину показалось, что мало до по лусмерти избить детей, озверев, он вы стрелил из ружья и наповал убил Воло дю Енина, ученика четвертого класса средней школы № 30. В великолепной повести Ф. Абрамова «Безотцовщина» (Звезда» , 1961, № 1) есть такая, завершающая произведение сцена. Очень сложный и трудный по ха рактеру мальчуган вернулся в село с са мого дальнего покоса, где скошенному им вместе с дядей Кузьмой сену грозит гибель, так как дожди начались. Нужно бы собрать сено, а тут, в селе, гулян ка — колхозники очередной религиоз ный праздник справляют. Безобразие! Нет, совсем не во имя одной антире лигиозной пропаганды написана вся по весть. Содержание ее значительно шире и богаче. В душе у паренька в силу сло жившихся обстоятельств и умного влия ния Кузьмы, колхозного парторга, заро дилось новое его отношение к людям, к делу, ко всему окружающему миру. И чтобы дать выход этому небывалому в нем красивому и светлому, чтобы защи тить его от темного, что есть еще в де ревне, он, прозрев, ударил в противопо жарный чугунный брус, который «тяжко охнул и набатом загремел на всю дерев ню». Повесть закончилась, а брус продол жал греметь для нас под ударами Во- лодьки: «Люди, сено гибнет! Люди, — выговаривал он,— очнитесь! Мир пре красен, не разрушайте сами его красо ту!» До недавнего времени у нас почти всюду было принято извещать людей о каком-либо бедствии — о пожаре или наводнении — набатом. Ведь имуще ство гибнет, да и человеку реальная угроза. Набат — это предупреждение- об опасности и одновременно призыв: придите, помогите, спасите! Но вот из года в год, десятилетиями, методически и продуманно, всякого рода, сектанты и христианские попы калечат души человеческие, уродуют их, опусто^ шают, а набата о бедствии мы почти не слышим. Есть целое поколение советских лю дей, которые по условиям своего воспи тания в самые первые годы после рево люции вынуждены были решать для се бя вопрос о боге. Это был для них не простой и нелегкий вопрос. Многочис ленные церкви еще работали «на пол ную мощность», религиозные праздники соблюдались всюду, в том числе и в школах; пользуясь свободой, как грибы, возникали различные секты. Влияние ре лигиозных воззрений было столь велико,, что отмахнуться от них было невозмож но. Бесчисленные «почему» и «отчего» обступали молодого человека тех лет. И он запоем читал атеистическую литера туру ,— благо она была! — а потом брел все-таки к каким-нибудь субботникам. Он набрасывался на естественные науки, а затем искал встреч с каким-нибудь прославленным попом. Он читал библию- и Фейербаха, Толстого и Маркса, он при стально изучил все, что касалось печаль но-знаменитого богостроительства... В результате он стал атеистом. По молодости лет или еще по каким: причинам он не знал, что стать атеи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2