Сибирские огни, 1961, № 8
научного труда и очковтирательство. Не случаен, не ради детективной за нимательности дан в романе и Стани слав. Он ищет в тайге золото и драго ценности, якобы спрятанные его отцом, купцом первой гильдии, где-то в тайге, около староверческого скита. Как и по добает собственнику, Станислав рассчи тывает, что этот «клад», нажитый от цом путем грабежа и эксплуатации, ста нет фундаментом его личного благопо лучия. Ради «клада» он идет на обман, насилие и убийство. Как высоко в политико-общественном и морально-нравственном отношении поднялись советские люди, мы видим по героям, изображенным в романе «Соль земли». Строговы, Лисицыны, Краюхи- ны, Чернышевы — это миллионы и мил лионы тружеников нашей страны! Для них только труд наряду с природой яв ляется источником всякого богатства и первым условием подлинно человеческо го существования и счастливой жизни на земле. Дав образ Станислава, Г. Мар ков, как нам кажется, удачно противо поставил две философии жизни — ста рую, капиталистическую, основанную на грабеже, насилии и убийстве, и нашу — коммунистическую, утверждающую всем ходом развития социалистического об щества, что труд для человека — на сущная потребность, основной смысл его жизни. В романе «Соль земли» много дей ствующих лиц. Г. Марков сумел сделать их жизненно-достоверными образами, дать каждому из них свою судьбу, свою живую душу и вместе с тем объединить их усилия в достижении общей цели. Ход событий в романе крепко слит со становлением и ростом героев — здесь ничто не стоит на месте, все развива ется. В конце концов, даже профессор Ве ликанов, считавший себя оскорбленным Краюхиным, признает его правоту в от ношении значения Улуюлья, хотя и не легко далось это признание старому ученому Много ему пришлось перечув ствовать', перестрадать душой, чтобы искренне признать свою ошибку — «от верг Краюхина, пригрел бездарность» (Бенедиктина) и подвести итог всему пе режитому размышлением: «Жизнь — это реки в пору половодья. Они всегда растекаются шире своих берегов». Однако человек должен уметь управ лять этим половодьем, направлять его по должному руслу, не стоять сложа ру ки. Это хорошо понимает Максим Стро- гов, о котором можно сказать, что он главный, ведущий герой произведения. Строгов — кандидат философских наук, у него за плечами опыт секрета ря горкома партии, директора политех нического института, командира полка. Казалось бы, этих данных вполне доста точно, чтобы сразу приступить к рабо те заведующего отделом обкома пар тии, но Срогов прямо заявляет секре тарю обкома: «— Я хотел бы, Иван Федорович, прежде всего выехать в районы, посмот реть, как живут люди. Не хочется начи нать работу с кабинета». В Притаежном районе он знакомится с рядом простых людей — с «патриар хом тайги» Мареем Гордеевичем, со ста рожилами этих мест Чернышевым, Ли сицыным, Деговым. Это — не «шапоч ное знакомство». У Строгова большой, глубокий интерес к людям, к их делам, к тому, о чем они думают, мечтают. В беседе с каждым человеком он есте ственно прост, умеет хорошо слушать, разумно осторожен в своих суждениях. Вот Михаил Лисицын «выкладыва ет» ему свои подсчеты прироста «таеж ной живности». «Максим слушал Лисицына, всматри ваясь в его облик. Наверное, охотник многим показался бы человеком прими тивным. Но это было не так. Лисицын говорил убежденно, и Максим чувство вал, что все его мысли выстраданы за долгие годы большой и трудной жизни, все он не раз подсчитал, взвесил в ча сы долгих раздумий. Вспомнился лесо- объздчик Чернышев. У того тоже была своя горячая мечта». Максим Строгов — не голая схема образа коммуниста, закованного в бро ню мертвых догм, а человек большой души, органически соединяющий в себе высокую идейную целеустремленность с искренней и теплой человечностью. Хорошие качества не пришли к нему са ми собой, он их вырабатывал, воспиты вал. «Требовательность к себе,— отме чает Г. Марков,— постоянное самокри тическое осмысление своей жизни, сво его места в людском коллективе никог да не покидали Строгова». Это-то и по зволяет ему стать своего рода «инжене ром человеческих душ», направлять мы сли и дела людей в доляшое русло мо гучей реки жизни. Неудивительно, что к Максиму Стро- гову со своими сложными переживания ми и сомнениями идет Софья Великано ва. В трудную минуту к нему обращает ся сестра Марина Матвеевна и не толь ко с вопросами своей работы в институ те, но и с личными сердечными волне ниями. Обсуждая вместе с братом Ар темом, секретарем Притаежного райко ма партии, его доклад обкому партии, Максим почувствовал, что в докладе от разился наиболее существенный недо статок брата как партийного руководите ля. Он говорит Артему: «— ...Все-таки о людях у тебя гово рится мало. Они даны у тебя только в одной плоскости, как производители материальных ценностей. А почему же ты умалчиваешь о другой, не менее важ ной стороне жизни людей: об их духов ном облике, об их думах, чувствах, меч тах!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2