Сибирские огни, 1961, № 8

научного труда и очковтирательство. Не случаен, не ради детективной за­ нимательности дан в романе и Стани­ слав. Он ищет в тайге золото и драго­ ценности, якобы спрятанные его отцом, купцом первой гильдии, где-то в тайге, около староверческого скита. Как и по­ добает собственнику, Станислав рассчи­ тывает, что этот «клад», нажитый от­ цом путем грабежа и эксплуатации, ста­ нет фундаментом его личного благопо­ лучия. Ради «клада» он идет на обман, насилие и убийство. Как высоко в политико-общественном и морально-нравственном отношении поднялись советские люди, мы видим по героям, изображенным в романе «Соль земли». Строговы, Лисицыны, Краюхи- ны, Чернышевы — это миллионы и мил­ лионы тружеников нашей страны! Для них только труд наряду с природой яв­ ляется источником всякого богатства и первым условием подлинно человеческо­ го существования и счастливой жизни на земле. Дав образ Станислава, Г. Мар­ ков, как нам кажется, удачно противо­ поставил две философии жизни — ста­ рую, капиталистическую, основанную на грабеже, насилии и убийстве, и нашу — коммунистическую, утверждающую всем ходом развития социалистического об­ щества, что труд для человека — на­ сущная потребность, основной смысл его жизни. В романе «Соль земли» много дей­ ствующих лиц. Г. Марков сумел сделать их жизненно-достоверными образами, дать каждому из них свою судьбу, свою живую душу и вместе с тем объединить их усилия в достижении общей цели. Ход событий в романе крепко слит со становлением и ростом героев — здесь ничто не стоит на месте, все развива­ ется. В конце концов, даже профессор Ве­ ликанов, считавший себя оскорбленным Краюхиным, признает его правоту в от­ ношении значения Улуюлья, хотя и не легко далось это признание старому ученому Много ему пришлось перечув­ ствовать', перестрадать душой, чтобы искренне признать свою ошибку — «от­ верг Краюхина, пригрел бездарность» (Бенедиктина) и подвести итог всему пе­ режитому размышлением: «Жизнь — это реки в пору половодья. Они всегда растекаются шире своих берегов». Однако человек должен уметь управ­ лять этим половодьем, направлять его по должному руслу, не стоять сложа ру­ ки. Это хорошо понимает Максим Стро- гов, о котором можно сказать, что он главный, ведущий герой произведения. Строгов — кандидат философских наук, у него за плечами опыт секрета­ ря горкома партии, директора политех­ нического института, командира полка. Казалось бы, этих данных вполне доста­ точно, чтобы сразу приступить к рабо­ те заведующего отделом обкома пар­ тии, но Срогов прямо заявляет секре­ тарю обкома: «— Я хотел бы, Иван Федорович, прежде всего выехать в районы, посмот­ реть, как живут люди. Не хочется начи­ нать работу с кабинета». В Притаежном районе он знакомится с рядом простых людей — с «патриар­ хом тайги» Мареем Гордеевичем, со ста­ рожилами этих мест Чернышевым, Ли­ сицыным, Деговым. Это — не «шапоч­ ное знакомство». У Строгова большой, глубокий интерес к людям, к их делам, к тому, о чем они думают, мечтают. В беседе с каждым человеком он есте­ ственно прост, умеет хорошо слушать, разумно осторожен в своих суждениях. Вот Михаил Лисицын «выкладыва­ ет» ему свои подсчеты прироста «таеж­ ной живности». «Максим слушал Лисицына, всматри­ ваясь в его облик. Наверное, охотник многим показался бы человеком прими­ тивным. Но это было не так. Лисицын говорил убежденно, и Максим чувство­ вал, что все его мысли выстраданы за долгие годы большой и трудной жизни, все он не раз подсчитал, взвесил в ча­ сы долгих раздумий. Вспомнился лесо- объздчик Чернышев. У того тоже была своя горячая мечта». Максим Строгов — не голая схема образа коммуниста, закованного в бро­ ню мертвых догм, а человек большой души, органически соединяющий в себе высокую идейную целеустремленность с искренней и теплой человечностью. Хорошие качества не пришли к нему са­ ми собой, он их вырабатывал, воспиты­ вал. «Требовательность к себе,— отме­ чает Г. Марков,— постоянное самокри­ тическое осмысление своей жизни, сво­ его места в людском коллективе никог­ да не покидали Строгова». Это-то и по­ зволяет ему стать своего рода «инжене­ ром человеческих душ», направлять мы­ сли и дела людей в доляшое русло мо­ гучей реки жизни. Неудивительно, что к Максиму Стро- гову со своими сложными переживания­ ми и сомнениями идет Софья Великано­ ва. В трудную минуту к нему обращает­ ся сестра Марина Матвеевна и не толь­ ко с вопросами своей работы в институ­ те, но и с личными сердечными волне­ ниями. Обсуждая вместе с братом Ар­ темом, секретарем Притаежного райко­ ма партии, его доклад обкому партии, Максим почувствовал, что в докладе от­ разился наиболее существенный недо­ статок брата как партийного руководите­ ля. Он говорит Артему: «— ...Все-таки о людях у тебя гово­ рится мало. Они даны у тебя только в одной плоскости, как производители материальных ценностей. А почему же ты умалчиваешь о другой, не менее важ­ ной стороне жизни людей: об их духов­ ном облике, об их думах, чувствах, меч­ тах!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2