Сибирские огни, 1961, № 8

Прием проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Пря­ мо посреди зала был установлен микрофон. Никита Сергеевич выступал, тесно ок­ руженный со всех сторон делегатами съезда , писателями земли русской. Это было мудрое и душевное выступление. Никита Сергеевич говорил о политическом положении в мире, об успешных делах советского народа, а потом сказал, что кое-кто, может быть, удивится, почему это на писательском съезде, где надо бы говорить о литературе, он говорит о делах государственных. И сам ответил на этот вопрос, назвав писателей правой рукой партии, верными ее по­ мощниками во всех делах. Эти слова дошли до сердца каждого советского писателя, вызвали чувство благодарности за огромное доверие, чувство ответственности за свою важную роль в общем деле строительства коммунизма. Н. С. Хрущев не раз выступал перед творческой интеллигенцией — и перед делегатами 3-го съезда писателей СССР, съезда композиторов РСФСР , и во вре­ мя приема на правительственной даче. Как воодушевляет, как поднимает твор­ ческую энергию это тесное и частое общение руководителя Центрального Ко­ митета партии и Советского правительства с творческой интеллигенцией! Выступление Н. С. Хрущева имеет неоценимое практическое значение, как определение генеральной линии в развитии советской литературы и искусства. Но оно имеет и огромное теоретическое значение, ибо ставит проблемы, ждущие разработки в области марксистско-ленинской эстетики, в области литературове­ дения и литературной критики. В выступлении Н. С. Хрущева подняты, напри­ мер, такие проблемы, как партийность литературы и свобода творчества, как принципы марксистско-ленинской литературной критики и другие. В Новосибирской писательской организации состоялось теоретическое собе­ седование по работе Н. С. Хрущева «К новым успехам литературы и искус­ ства». Разговор был глубокий, интересный, теоретические вопросы трактова­ лись не в отрыве от литературной практики, а в тесной связи с творчеством но­ восибирцев и вообще советских писателей. Среди многих других проблем мы обменялись мнением по проблеме свободы творчества. Буржуазные критики очень много говорят по этому поводу и особенно жа­ лобно сетуют они на отсутствие свободы творчества не тогда, когда рисуют положение писателя в капиталистическом мире, а когда заводят речь о совет­ ской литературе. Как это ни странно, но их почему-то ужасно заботит наше по­ ложение. Мы, как идеологические борцы, должны отвечать им ясно и твердо. И мы отвечаем, что не признаем многие из их так называемых «свобод». Мы отверга­ ем свободу эксплуатации человека человеком, свободу пропаганды войны и ра­ совой ненависти, мы не признаем свободы человекоубийства, порнографии, анар­ хоиндивидуалистического разгула. В. И. Ленин сказал, как всегда, просто и мудро: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Не марксисты выдумали разделение общества на классы. Наоборот, толь­ ко марксисты поставили своей целью добиться бесклассового общества на земле. В нашу эпоху непримиримой борьбы двух социальных систем просто не суще­ ствует в природе внеклассовой литературы. Знаменитый призыв Максима Горького, обращенный ко всей творческой интеллигенции мира — «С кем вы, «мастера культуры»?»,— остается и сейчас в полной силе. И если многие буржуазные писатели обманывают себя и других, представляя свое творчество беспартийным, а на самом деле служа буржуазии, то советские писатели откровенно заявляют, что в великой борьбе двух миров они служат пролетариату, трудящемуся человечеству, коммунизму. Марксизм определяет свободу как познание законов природы и общества и использование этих законов для достижения определенных целей. Вот единствен­ ное научное понимание свободы. Марксизм познал действительность, как борьбу классов, в результате которой произойдет полное освобождение человечества от

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2