Сибирские огни, 1961, № 8

о которой писал Медынский, от Авдотьи Бортниковой, от Алены Фоминой! А подмечено ли это литературой? К сожалению, нет. В большинстве книг, посвященных этой теме, мелькают все те же люди. Они самоотверженны в тру­ де, народ любит их за честность, преданность общественному делу. Они умны, рачительны, по-своему дальновидны. Но, как правило, им не удалось поучиться. И не найдешь во всех их делах, во всем их облике того размаха, той широты, которые свойственны людям, знающим свое дело не только практически. Писателям не хватает здесь той художественной зоркости, того проникнове­ ния в жизнь, которым учит Никита Сергеевич Хрущев. «Чтобы правдиво отобразить в произведениях искусства нашу современность во всем ее величии, — говорит Никита Сергеевич, — художник должен нахо­ диться в гуще жизни, чутко улавливать и верно понимать новое, определяющее в нашей действительности, глубоко знать советского человека, его думы и чаяния, чувства и стремления». З а последние годы писатели решительно обратились к современности. Герои книг стали духовно богаче. Но время шагает вперед. Оно шагает неудержимо. И литературе, искусству предстоит еще создать образ человека небывалых го­ ризонтов, человека космических времен, дерзновенного и искристого ума. Вся работа Н. С. Хрущева проникнута призывом обогащать литературу и искусство произведениями подлинного горения, самого высокого художественно­ го накала. «Нужны такие талантливые, яркие книги, которыми люди зачитывались бы, нужны такие фильмы, которые люди смотрели бы с удовольствием, нужна такая музыка, которую слушать было бы наслаждением». Глубоко и образно сказал Никита Сергеевич о критике, которая должна по­ мочь решить эти проблемы, помочь рождению новых произведений, произведений огромной общественной значимости и силы художественного воздействия. Мысли, высказанные Никитой Сергеевичем о критике, волнуют каждого, кто не только работает в области литературы и искусства, но кто любит их как зритель и читатель. Эти мысли о критике требовательной и взыскательной и в то же время бережной и доброжелательной — мысли большого и заботливого друга нашей литературы и искусства. Они найдут свое воплощение, когда кри­ тики, следуя советам Н. С. Хрущева, будут измерять произведения мерой самой жизни. А ведь именно этой мерой жизни и были сильны великие критики. Глубо­ кие взгляды на жизнь дали возможность В. Г. Белинскому гениально оценить Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Это же знание жизни позволило Н. А. Добролю­ бову сказать великое слово об Островском и Тургеневе. Именно этим замеча­ тельны классические статьи В. И. Ленина о Толстом. К сожалению, некоторые критики нередко рассматривают произведения, не проверяя их жизнью, не сопоставляя их с фактами действительности. Отсюда и камерное звучание их критических статей и подчас пренебрежительное зачерки­ вание большой писательской работы. Эти и многие другие мысли вызывает доброе и яркое слово Н. С. Хрущева, обращенное к творческой интеллигенции. Для нас, сибирских писателей, ответ на него может быть только один — создадим новые, нужные народу, настоящие книги. М. Ю д а л с в и ч . ЭТИ СЛОВА ДОШЛИ ДО СЕРДЦА Когда я в седьмом номере журнала «Коммунист» читал выступление Н. С. Хрущева «К новым успехам литературы и искусства», то воспоминания переносили меня к декабрю 1958 года. В то время шел первый съезд писателей РСФСР . Для делегатов съезда был устроен прием в Кремле, на котором высту­ пил Никита Сергеевич.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2