Сибирские огни, 1961, № 7

Город с островерхими черепичными крышами и готическими соборами. Ученый в длиннополом сюртуке снимает показание сейсмографа. Сейсмограмма тунгусской катастрофы . — Под Москвой в полночь фотографировали небо. Фотография, снятая в полночь в Наровчате. — В Лондоне... Подъемный мост через Темзу близ Тауэра. — ...отметили воздушную волну... Самопишущий барограф. ...обошедшую земной шар дважды. Вращ ается глобус. — Позже советский ученый Кулик нашел в тайге вывал леса на территории, почти равной Крыму. Двойной экспозицией на экране возникают карта Крыма и карта района Тун­ гусской катастрофы. Наплывом карта переходит в документальные кадры экспедиции Кулика. Сменяются картины поваленного на огромной территории леса. — В центре катастрофы, где метеорит в миллион тонн должен был уда­ риться о Землю... Мультипликация: в разрезе Земля , растущие на ней деревья. Падает метеорит, касается поверхности земли. Удар. Взрыв. В разрезе — образовавшийся кратер, поваленные вокруг деревья. Фотография каньона Дьяболе — кратера Аризонского метеорита. Указан диаметр кратера — 1200 метров, глубина — 170 метров. — ...ожидали увидеть километровый кратер, подобный Аризонскому — в Америке... Документальный кадр мертвого леса в тунгусской тайге. — ...но в центре тунгусской катастрофы никакого кратера нет, а лес стоит мертвый, с отвалившейся корой и сучьями. Взрыв загадочно произошел как бы в воздухе. Схема полета метеорита. На этот раз он взрывается над деревьями. Волна ударяет их сверху, оставляя стоять на корню. А там, где удар приходится под углом, деревья валятся. Перед нами знакомый астроном: — Никаких воронок, осколков, даже признаков метеорита никто не обнару­ жил. Что же взорвалось в тунгусской тайге? Ф * # Надвигается цифра «3». Гонг. Надпись: Древние посадочные знаки? Музыка. Има Сумак поет песни древних инков. Портрет испанского конквистадора в шляпе со шпагой. Старинная рукопись — мемуары испанского конквистадора о завоевании инков. Ее перелистывает латиноамериканский ученый с ярко выраженным типом лица, говорящим о примеси индейской крови. Д и к т о р . Испанские конквистадоры хвастали, что инки приняли их за вер­ нувшихся богов, научивших древних инков жить и потом улетевших на небо. Повергнутый памятник искусства древних инков. Конквистадор наступил на него ногой. — Обычаи инков встревожили конквистадора: отсутствие частной собствен­ ности, презрение к золоту, обязанность трудиться и бесплатный хлеб всем. Гравюра — казнь последнего инка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2