Сибирские огни, 1961, № 7

«Неужели мальчик смог все так увидеть и запомнить?» Есть, конечно, в повести целый ряд эпизодов, очень тонко про­ пущенных через восприятие главного ге­ роя, но все-таки цельности здесь не ощу­ щается, что ослабляет и общее впечат­ ление от повести. События существу­ ют как бы сами по себе и иногда за­ слоняют характеры. Довольно ясны для нас Никита Бур­ лак и дед Кондрат. Даже если судить по внешности, Бурлак — лицо ориги­ нальное: «Бойцу, как видно, было лет сорок. Но и за этот недолгий срок жизнь порядочно помяла его и оставила немало горьких примет на лице. То бы­ ли и следы оспы, которой переболел он, наверное, еще в детстве, и следы вой­ ны — красноватый, моршинистый шрам во всю щеку, и серебристая седина на висках». Кажется, что этот много пере­ живший, неказистый с виду человек дол­ жен быть хмурым и педантичным, но он и улыбается, и шутит, и, как нянька, за­ ботится об отданном под его опеку маль­ чике. Поначалу думаешь, что это без­ обидный старый добряк и балагур, но в финале вместе с мальчиком мы с удив­ лением узнаем, сколько же таится в нем силы, энергии, ненависти к врагу. Что же касается некоторых других образов, то они бледны, невыразитель­ ны, почти не запоминаются — капитан Глазков, Марина, девочка Наташа. А ведь это как раз те друзья-товарищи, о которых с такой теплотой вспоминает Аркаша Дубков. Думается, что автор не использовал в полную меру свои возмож­ ности. И произошло такое, вероятно, из- за профессиональной неопытности. Вот, например, сюжет повести. Он замедлен и как-то тягуч. Вначале автор, как пра­ вило, сообщает в общих чертах о каком- либо событии, а затем подробно расска­ зывает, как оно происходило: «оказыва­ ется, все это произошло так» или «вот как это было». Поневоле наше внимание то и дело спотыкается. Есть в книжке и излишества: герои иногда лишь называются по фамилии и должности, затем исчезают бесследно, есть повторяющиеся, бесцельные описа­ ния природы. Мы уже успели заметить, что действие происходит зимой и что во время кровопролитных боев, которые ведет Н-ский гвардейский полк, стоит ненастье, но автор упорно фиксирует наш интерес на погоде. Неприятно пора­ жает и то, какими средствами стремит­ ся автор воспроизвести народную речь. Неужели язык народа характеризуется употреблением таких слов, как: «на- дысь», «энтот», «ишо» и проч. Эти промахи, однако, искупаются теп­ лым юмором, окрашивающим некоторые эпизоды книги, мягким, пробивающим­ ся откуда-то изнутри лиризмом: ведь это думы о прошлом, воспоминание о дале­ ких и навсегда дорогих для рассказчи­ ка людях. И поэтому при всех недостат­ ках, рассчитанная на детей среднего школьного возраста, повесть Е. Медве­ дева дает им гораздо больше, чем чте­ ние многих книжек в ярких обложках из библиотеки военных приключений. Н. Я к у ш и н ПОЭЗИЯ МУЖ ЕСТВА П ервые произведения Евгения Бу- равлева появились в печати, когда ему было за тридцать и когда позади остались четыре года войны, служба в полярной авиации, работа в изыскатель­ ских партиях и на строительстве желез­ ной дороги Салехард — Игарка. Стихи Е. Буравлева печатались на страницах многих журналов, а в 1956 году он вы­ пустил первый сборник — «Кладоиска­ тели». И вот перед нами новая книга стихов. Называется она «Родник у до­ роги»1. Первый вопрос, который возникает у читателя, когда он берет в руки очеред­ ной сборник произведений уже знакомо­ го поэта,— а что нового он здесь сказал, вырос ли со времени последней своей книжки? По отношению к Е. Буравлеву на эти вопросы можно ответить утвер­ дительно. Да, Е. Буравлев вырос как поэт, в его стихах зазвучали новые но­ ты, его поэзия стала несомненно более зрелой и мужественной. Новый сборник стихов Е. Буравлева «Родник у дороги» открывается неболь­ шим, но очень примечательным вступле­ нием. Обращаясь к читателю, поэт про­ сит: Захлопнуть книжку не спеши: Вдруг чем-нибудь да растревожу, Вдруг выдам строчку для души1 В сборнике, действительно, есть стро­ ки, которые тревожат душу, волнуют сердце и заставляют над многим заду­ маться. Конечно, не все в нем однород­ но. Одни стихи лучше, другие — хуже , одни пронизаны подлинным чувством, другие — риторичны. Но не в этом дело. Прочитав книгу Е. Буравлева, ни у ко­ го не возникает сомнения, что она напи­ сана поэтом талантливым. Основная тема произведений Е. Бу ­ равлева — тема труда. Герои его стихо­ творений — это рабочие-строители, близ­ кие и понятные ему люди, с которыми приходилось не один раз делить и горе­ сти, и радости. 1 Е. Буравлев. Родник у дороги- Кемеровское кн. изд-во, 1960 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2