Сибирские огни, 1961, № 7

в идейной жизни народа обнаружились острые противоречия между теорией и практикой социалистического строи­ тельства, порожденные культом лично­ сти. История создания опытной станции «Подземгаз № 3» в Донбассе, как в зеркале, отражает это противоречие в судьбах Мордвинова, Светова, Липато­ ва и их друзей. С беспощадной правдой рассказано в романе, чем обернулся на деле ошибочный тезис И. Сталина об усилении классовой борьбы после побе­ ды социализма. Репрессии против идей­ но разгромленных врагов партии косну­ лись честных коммунистов и беспартий­ ных. Тайное партийное собрание репрес­ сированных коммунистов в пересыльной тюрьме — одна из сильных глав романа. Оклеветанные — они остались коммуни­ стами, верят в партию, радуются успе­ хам социализма, встревожены близо­ стью войны. На действительные факты опирается рассказ о том, как И. Сталин, заинтере­ сованный идеей подземной газификации, обещал показать станцию № 3 немецко­ му послу. Но как раз в это время ее пришлось законсервировать из-за ава­ рии, возникшей не по вине энтузиастов подземгаза. Сцена в Кремле — одна из самых впечатляющих в романе. Берия уже подготовил «виновникам бедствия» су­ ровые репрессии. Только смелая, прав­ дивая речь Саши Мордвинова переломи­ ла гнетущую атмосферу заседания. Про­ стой советский человек мужественно вступил в поединок с самим Сталиным. И Сталин не обманул ожиданий Саши. Разобравшись в причинах аварии, он принял верное решение о помощи нова­ торам. В нашей литературе еще не было подобных изображений встреч со Стали­ ным. Эта сцена во многом символична. Все здоровое, передовое в народе разви­ валось и побеждало вопреки культу личности. К сожалению, далеко не всег­ да при решении сложных вопросов про­ стых советских людей вызывали к Ста­ лину. Чубака, например, не вызывали в Кремль. Боль душевную порождают сцены ареста честных партийцев. При чтении этих глав книги создается тяжелое впе­ чатление, что именно в Москве подхали­ мы и подлипалы объединились про­ тив всего честного и смелого. Труд­ но отрешиться от мысли, что писатель­ ница, законно стремясь к политиче­ ской остроте изображения идейной жизни народа, местами излишне сгусти­ ла краски. Но характеры коммунистов в романе «Иначе жить не стоит» удались В. Кет­ линской больше, чем в предыдущих ее произведениях. Чубак, Стадник, Гаевой, Липатов и другие коммунисты-руководи­ тели — люди живой мысли и живого дела. А лучший из них — секретарь гор­ кома партии Донецка Чубаков, «наш Чубак», как любовно зовут его товари­ щи. Обаятельны главные герои романа — Светов, Мордвинов, Липатов. Поучитель­ ны их увлечения и ошибки, потому что не может не захватить читателя огром­ ное дело, которому они отдают душу. Это люди из породы искателей и бор­ цов. Очень разные, они взаимно допол­ няют друг друга. Липатушка — серьез­ ность, рассудительность и доброта. В Саше Мордвинове главное — видение света истины, которую он готов отстаи­ вать до конца. В Пальке Светове при­ влекает больше всего поэзия научного поиска. Определенность характера каж­ дого из друзей проявляется и в общест­ венной, и в личной жизни. Рассудитель­ ному Липатову дороги свобода и равно­ правие его умной Аннушки, и он долгое- время готов переносить незавидное поло­ жение «мужа-заочника». Саша счастлив с Любушкой — незаменимым помощни­ ком, чутким «сейсмографом» мужниных радостей и забот. А для Пальки и в люб­ ви нужен длительный поиск. Он долго принимает за правду пылкое увлечение Ненаглядной, пока за ее внешним обая­ нием и блеском не разглядит обмана и коварства. В сложной идейно-политической борь­ бе чеканятся характеры борцов и нова­ торов. Они победили ложь и зависть, обиду и насмешки карьеристов и рути­ неров в науке. Разделяя любовь писа­ тельницы к ее молодым героям, чита­ тель справедливо воспринимает их как с а м ы х с ч а с т л и в ы х людей. И по­ тому досадно, когда сама В. Кетлинская нарушает логику развития их характе­ ров. Кажется надуманной история ссо­ ры друзей, когда Мордвинов вдруг за­ сел за книги, оставив практическую ра­ боту на станции. Неубедительно и стро­ гое разграничение обязанностей каждо­ го из друзей; Липатушка — практик, Саша — теоретик, Палька — изыска­ тель. Образы трех друзей воплощают писа­ тельское представление об эстетическом идеале человека коммунистического об­ щества. Глядя на них, невольно вспо­ минаешь комсомольцев-строителей из «Мужества», рационализаторов-изобре- тателей Николая Пакулина и Сашу Во­ ловика из «Дней нашей жизни». Судьбы любимых героев В. Кетлинской помога­ ют понять идейное содержание романа. В конце третьей книги есть многозначи­ тельный эпизод. Илька Александров приезжает с женой Витой на подмосков­ ную станцию подземгаза в гости к Пав­ лу Светову. Эта станция уже беспере­ бойно дает газ двум заводам. А Клаша придумала новое «чудо»: поставить в по­ ле рядом с трубами подземгаза парнико­ вые рамы, чтобы зимой выращивать овощи и розы. «Вы оба из породы одер­ жимых, — решил Александров, — не­ даром одна... один человек сказал про.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2