Сибирские огни, 1961, № 7
щей не только к Татьяне Николаевне, а и к читателю, заставляет конкретно, в деталях увидеть коммунизм, полюбить его сверкающую новь, жить и работать приближая его. В романе не умолкает страстный раз говор о науке и технике коммунизма, о людях коммунизма. Захватывающие пер спективы советской науки открываются героям В. Кетлинской. И здесь очень ин тересен спор Павла Светова и профес сора Русаковского. Профессор отстаива ет принцип узкой специализации в нау ке, видит в дроблении науки своеобраз ную закономерность. Светов, отказав шийся от «узких переулочков специали зации», более прав. Действительно, если представить разветвленное дерево на уки, можно ли, осваивая только свою веточку, не умея охватить взглядом пе- лое дерево, понять главные силы, его питающие, помочь ему расти, предупре дить его от гибели и захирения? И пра вильно «вцепился» Палька в профессо ра: «Чтобы создать новое, нужен мас штаб! Нужно охватить всю науку! И да же технику! Занимаешься химией угля, а тебе нужна технология и теория газо- генерации, и механика, и черт в ступе!». Идея подземной газификации роди лась на стыке геологии и химии. Харак терно, что открытия в современной на уке происходят именно при взаимодей ствии нескольких отраслей знания. Со вершить их может только тот, кто не страшится узнать «лишнее», кто не дро бит науку, а объединяет ее, для кого не существует искусственных стыков, кто не протестует против появления новых наук, а по сути дела создает их. Такими и оказываются в романе «вихрастые гении», молодые энтузиасты подземной газификации, опрокинувшие сопротивление «глазетовых гробов» от науки вроде профессора Граба или бо лее хитрого Вадецкого. Но можно ли видеть в современном писателе просто популяризатора откры тых наукой закономерностей в труде и общественной жизни? Нет! Художест венное творчество не сводится к иллю страции. В. Кетлинская совершает с в о е х у д о ж е с т в е н н о е о т к р ы т и е м и р а , отражая остроту научных споров, граничащих со спорами полити ческими. Вторжение в острейшие кон фликты жизни делает ее роман правди вой книгой о борьбе старого и нового в науке и промышленности 30-х годов. Роман начинается тревожными, напо минающими драматические кинокадры эпизодами войны. В одном из них по казана гибель талантливого молодого хи мика Ильки Александрова, с которым умерло и его научное открытие. Война унесла много замечательных людей. Эн тузиастам подземной газификации — Саше Мордвинову, Пальке Светову и Липатушке после освобождения родного Донецка пришлось все начинать снача ла. Завершает роман картина «грохочу щего неба, полного недоброго летучего света». Только что началась Великая Отечественная война. Перед нами люби мая В. Кетлинской кольцевая компози ция, знакомая нам по роману «Мужест во». Вступление к роману «Иначе жить не стоит» не просто композиционный прием, интригующий читателя. Это дра матическое начало большой и сложной жизненной симфонии, тревожный сигнал, эмоционально подготавливающий чита теля к восприятию бурных, предгрозо вых событий книги. После тревожных трубных звуков в самом начале книги В. Кетлинская почти идиллически рисует мирную жизнь шах терской семьи Кузьменко. Но читатель сердцем угадывает: это затишье перед бурей. Рамки семейного романа раздви гаются. Завязка действия — взрыв в шахте и гибель Владимира Кузьменко. Это событие заставляет читателя воспри нять проблему подземной газификации не просто как техническую, а прежде всего как социальную, связывает судь бы всех героев в единый сюжетный узел. В построении новой книги В. Кетлин ская осталась верна своей теории много планового романа. После завязки и зна комства с главными героями появляют ся все новые и новые люди, все шире и шире становится охват жизни. Это как река, что при подходе к устью все рас ширяется, распадаясь, словно волжская дельта, на десятки рукавов. К сожалению, искусство краткого и выразительного повествования нередко изменяет ей. Роман «Иначе жить не сто ит» многогероен. Тщательно выписаны главные характеры. Но и о каждом вто ростепенном лице говорится излишне подробно. Щедро разбросанные второ степенные сюжетные линии делают кни гу местами композиционно неслаженной, рыхлой. Появляется несколько незавер шенных романов в одном романе. Сила писательницы в другом — в страстно-партийной оценке всего жизнен ного материала произведения. План дви жения характеров определяется и д е о л о г и ч е с к о й стороной событий 1936— 1941 годов, которые в результа те великой исторической деятельности партии стали во многом ясными только людям наших дней. Радостно трудовое утро Родины. Строительство электростанции, куда приезжает инженером Игорь Митрофа нов, называется почти символически — Светлострой. Героическим Светлостро- ем была в 30-е годы наша страна, са мый воздух ее был насыщен «азартным, бодрящим духом соревнования», а труд «самый тяжелый и самый рискованный —становится праздничным, не средст вом к жизни, а самой жизнью». Но это были к трудные годы, когда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2