Сибирские огни, 1961, № 7
особый колорит. События преломляются через восприятие простой и наивной де- вушки-степячки. Все ее представления определены средой, особенностями быто вых условий бурятского народа. Вот Жаргалма думает о молодой березке в снегу, березка представляется ей, «не выше, чем до колена новорожденному жеребенку». Жаргалма одна, ошелом ленная горем: «голова у нее стала пу стая, точно гнездо, из которого вылете ли все птицы — веселая шумная стая». Камень в степи похож по ее понятиям на лежащего быка. Нельзя не отметить с признательно стью работы переводчика. Михаил Сте панов сумел сохранить и донести до чи тателя национальное своеобразие пове сти, индивидуальные черты творческой манеры писателя. Новое произведение Ч. Цыдендамба- ева свидетельствует о том, что бурят ская литература делает заметные успе хи в решении своей основной задачи — в раскрытии духовного облика челове ка, тех его новых черт, которые форми рует в нем наша советская действитель ность. Т. С и М е л ь н и к о в а РОМАН О СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЯХ Д ля литературы, как и для науки, нет запретных зон. Наглядно убе ждаешься в этом, сравнивая книгу П. Ф. Скафы «Подземная газификация углей», изданную Госгортехиздатом в 1960 году, и роман В. Кетлин ской «Иначе жить не стоит» («Знамя», № 6— 10, 1960 г.). Техническая книга инженера и ро ман говорят об одном — о великой роли технического прогресса в построении коммунистического общества. Подзем ная газификация углей — совершенно новая отрасль производства, созданная советской наукой и техникой. Идею о возможности превращения угля в горю чий газ непосредственно в пластах под землей высказал Д. И. Менделеев. В статье В. И. Ленина, опубликованной еще в дооктябрьской «Правде», идея эта оценивается как «одна из великих побед техники». В книге П. Скафы язы ком ученого обобщен опыт, накоплен ный на донецких, кузнецких и подмос ковных станциях подземгаза. Автор го ворит о месте подземной газификации в семилетнем плане развития народного хозяйства. Но какое отношение имеет ученый труд к художественной литературе? Оказывается, самое прямое. Проблемы подземной газификации, блестяще ре шенные советской наукой и техникой, составляют жизненную основу романа В. Кетлинской, а П. Скафа — прото тип инженера Павла Светова, одного из главных героев произведения. Но дело даже не в этом. Роман не документаль ная история, не фотография, и писатель ница просит «не искать в нем реально существующих людей и действительных событий». Рисуя жизнь и живые дела своих современников, она открывает чи тателю поэтическую сторону научных открытий. Поэзия никогда не враждовала с на укой. Она сохранила драгоценные науч ные сведения прошлого. Из поэмы Лук реция Кара «О природе вещей» мы уз нали о трудах Демокрита и Эпикура. Ломоносов достиг наивысшей силы имен но в стихах о науке. Поэзию научно- технических исканий открывают читате лю многие современные романы — будь то «Искатели» Д. Гранина, «Битва в пу ти» Г. Николаевой или «Дни нашей жизни» В. Кетлинской. В буднях элек тролаборатории, литейно-формовочного или турбинного цеха, на строительстве станции подземной газификации угля мужают характеры их главных героев. В романы и повести мощно хлынула техническая терминология. И так же, как в свое время язык политики стал языком поэзии В. Маяковского и Д. Бед ного, так перед современными писателя ми встала задача сделать поэтическим язык техники и науки. В свое время В. Катаев включил в роман «Время, вперед!» все технические расчеты рабо ты бетономешалки, и они не оказались чужеродным телом в художественном произведении, были неотделимы от лю дей, их составивших. В. Кетлинская заставляет читателя полюбить людей, одержимых великой идеей технической революции в про мышленности. Таков в романе Павел Светов, мечта которого становится ре альностью: «Влетит ветерок в окна станции уп равления. Станция управления подзем ной газификацией! Стены выложены бе лыми кафельными плитками, рабочие чистой тряпкой протирают никелирован ные части, легкий поворот рукоятки на правляет сложный процесс газификации угля, процесс, происходящий глубоко под землей!.. Это уже не единоборство человека с природой. Эго уверенное управление по слушной, подчинившейся человеку сти хией. И это коммунизм!». И вопрос Пальки: «Вы когда-нибудь представляли себе коммунизм?» — обра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2