Сибирские огни, 1961, № 7

вую невестку и относится к ней с ма­ теринской нежностью; муж, молчали­ вый Норбо, ни в чем не упрекнет Жар- галму. Казалось бы, все способствует счастью Жаргалмы, но нелепый случай рушит это счастье. Молодая девушка становится жертвой глупых предрассуд­ ков. Надо знать, как жил бурятский на­ род в прошлом, какова была сила суе­ верий, преследовавших улусников со дня рождения до смерти, чтобы понять всю тяжесть упавшей на Жаргалму бе­ ды. Обездоленной старухе Хулгане горь­ ко видеть счастье молодой женщины, и Хулгана разносит по улусу слух, будто бы у Жаргалмы «пестрый» язык; если Жаргалма пожелает, она может по­ губить кого угодно. У Жаргалмы и в самом деле на языке коричневое пятнышко, и конечно же, ей никого не убедить, что молва, пущенная Хулганой, — всего лишь злая выдумка. Более того, в тягостных раздумьях и ее начинает мучить сомнение: а что, если это действительно так? Не зная, как по­ ступить, где найти помощь и совет, Жар­ галма уходит в степь пасти коров, чтобы побыть одной и подумать. Здесь, в сте­ пи, Жаргалма испытывает себя. «Сгинь, проклятый комар, лопни,» — приказы­ вает она комару, присосавшемуся к телу коровы. «Упади, разбейся,» — шепчет она, заметив высоко в небе коршуна. Но нет, оказывается, в ее словах магиче­ ской силы, способной принести вред жи­ вому существу. И все же окружающие сторонятся ее, и, хотя свекровь не верит клевете и готова защитить невестку, Норбо не выражает жене и капли со­ чувствия. Жаргалма покидает юрту му­ жа, возвращается в родной улус. Писатель тонко, с большой художе­ ственной выразительностью показывает переживания молодой женщины. В об­ лике растерявшейся перед лицом не­ счастья, искренней и женственной Ж ар­ галмы уже угадываются те новые чер­ ты, которые впоследствии пробудят в ней чувства собственного достоинства, помогут взять свою судьбу в собствен­ ные руки. И все же, говоря о развитии основ­ ной сюжетной линии, нельзя не сделать автору серьезного упрека. Сосредоточи­ вая внимание на «общечеловеческих» чертах героев, писатель как бы забыва­ ет о среде, о времени, которые всегда накладывают на человека свой отпеча­ ток. Этот вывод легко подтвердить на примере образа Хулганы. Не вскрывая социальных причин тяжкой доли старой женщины, писатель по существу сводит все к частному случаю. Поступок Хул­ ганы — не просто злая выдумка исстра­ давшегося человека, это естественный результат того бесправия и забитости, которые были уделом малых народно­ стей в царской России. Не решив этой задачи, писатель обеднил интересный образ. На тех же страницах, на которых пи­ сатель, раскрывая психологию героя, учитывает характер и особенности поро­ дившей его среды, он добивается боль­ шого успеха. Верно намечен образ Норбо. Автор повести не рисует его одной черной кра­ ской. Это, может быть, не очень дале­ кий, но и не злой человек, он по-своему любит Жаргалму. Невежество и ограни­ ченность Норбо не столько вина, сколь­ ко беда его. В новом произведении Ч. Цыдендам- баев проявил себя как мастер сюжета и композиции. Действие повести развер­ тывается динамично, обусловлено логи­ кой развития образов и достигает наи­ высшего напряжения в сцене возвраще­ ния Жаргалмы к мужу. Норбо не нахо­ дит в себе сил принять жену. А Ж ар ­ галма не может позволить себе снова вернуться к родителям и рассказать им правду. Ведь она сказала им, что Норбо ждет ее. Она отпускает Соврасого с по­ дарками, со своей верхней одеждой и остается в заснеженном лесу, решив на­ ложить на себя руки. Писатель рисует эти сцены без излишнего нажима, чув­ ства и мысли Жаргалмы просты и ес­ тественны. Ее спасает комсомолец Гэ- рэлтэ... О Гэрэлтэ в повести сказано немного, но он встает перед читателем искренний и простодушный. В нем узнаешь комсо­ мольца 30-х годов, энтузиаста, до конца преданного комсомольскому долгу, тро­ гательного в своей юношеской беззавет­ ности. Веришь и в его целомудренную любовь к Жаргалме, и в его неожидан­ ную гибель. Гэрэлтэ гибнет от рук вра­ гов советской власти. Новая жизнь при­ шла в улусную степь не легко и не про­ сто, за нее заплачено кровью лучших сынов народа. Конец повести лаконичен, но когда закрываешь последнюю страницу, а з а ­ крываешь ее с сожалением, то становит­ ся ясно: да, только так она и могла з а ­ вершиться. В духовном росте Ж аргал ­ мы происходит важный перелом, подго­ товленный всем ходом событий и теми переменами, которые принесла советская власть в улусы. Обо всем этом читатель догадывается по поступку Жаргалмы: вместо того, чтобы согласиться на прось­ бу Норбо и вернуться к нему, Ж аргал­ ма направляет своего скакуна в сторо­ ну улуса, в котором живет Гэрэлтэ. Но ее приезд совпадает с похоронами ком­ сомольца... Многое еще придется пережить юной Жаргалме, многое преодолеть, — ведь она еще только начинает по-настоящему жить, — пока к ней придет счастье. Но оно придет! — в этом смысл всей пове­ сти. Своеобразны изобразительно-художе­ ственные средства произведения. Уже то, что читатель видит описываемое гла­ зами девушки-бурятки, придает всему

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2