Сибирские огни, 1961, № 7
вую невестку и относится к ней с ма теринской нежностью; муж, молчали вый Норбо, ни в чем не упрекнет Жар- галму. Казалось бы, все способствует счастью Жаргалмы, но нелепый случай рушит это счастье. Молодая девушка становится жертвой глупых предрассуд ков. Надо знать, как жил бурятский на род в прошлом, какова была сила суе верий, преследовавших улусников со дня рождения до смерти, чтобы понять всю тяжесть упавшей на Жаргалму бе ды. Обездоленной старухе Хулгане горь ко видеть счастье молодой женщины, и Хулгана разносит по улусу слух, будто бы у Жаргалмы «пестрый» язык; если Жаргалма пожелает, она может по губить кого угодно. У Жаргалмы и в самом деле на языке коричневое пятнышко, и конечно же, ей никого не убедить, что молва, пущенная Хулганой, — всего лишь злая выдумка. Более того, в тягостных раздумьях и ее начинает мучить сомнение: а что, если это действительно так? Не зная, как по ступить, где найти помощь и совет, Жар галма уходит в степь пасти коров, чтобы побыть одной и подумать. Здесь, в сте пи, Жаргалма испытывает себя. «Сгинь, проклятый комар, лопни,» — приказы вает она комару, присосавшемуся к телу коровы. «Упади, разбейся,» — шепчет она, заметив высоко в небе коршуна. Но нет, оказывается, в ее словах магиче ской силы, способной принести вред жи вому существу. И все же окружающие сторонятся ее, и, хотя свекровь не верит клевете и готова защитить невестку, Норбо не выражает жене и капли со чувствия. Жаргалма покидает юрту му жа, возвращается в родной улус. Писатель тонко, с большой художе ственной выразительностью показывает переживания молодой женщины. В об лике растерявшейся перед лицом не счастья, искренней и женственной Ж ар галмы уже угадываются те новые чер ты, которые впоследствии пробудят в ней чувства собственного достоинства, помогут взять свою судьбу в собствен ные руки. И все же, говоря о развитии основ ной сюжетной линии, нельзя не сделать автору серьезного упрека. Сосредоточи вая внимание на «общечеловеческих» чертах героев, писатель как бы забыва ет о среде, о времени, которые всегда накладывают на человека свой отпеча ток. Этот вывод легко подтвердить на примере образа Хулганы. Не вскрывая социальных причин тяжкой доли старой женщины, писатель по существу сводит все к частному случаю. Поступок Хул ганы — не просто злая выдумка исстра давшегося человека, это естественный результат того бесправия и забитости, которые были уделом малых народно стей в царской России. Не решив этой задачи, писатель обеднил интересный образ. На тех же страницах, на которых пи сатель, раскрывая психологию героя, учитывает характер и особенности поро дившей его среды, он добивается боль шого успеха. Верно намечен образ Норбо. Автор повести не рисует его одной черной кра ской. Это, может быть, не очень дале кий, но и не злой человек, он по-своему любит Жаргалму. Невежество и ограни ченность Норбо не столько вина, сколь ко беда его. В новом произведении Ч. Цыдендам- баев проявил себя как мастер сюжета и композиции. Действие повести развер тывается динамично, обусловлено логи кой развития образов и достигает наи высшего напряжения в сцене возвраще ния Жаргалмы к мужу. Норбо не нахо дит в себе сил принять жену. А Ж ар галма не может позволить себе снова вернуться к родителям и рассказать им правду. Ведь она сказала им, что Норбо ждет ее. Она отпускает Соврасого с по дарками, со своей верхней одеждой и остается в заснеженном лесу, решив на ложить на себя руки. Писатель рисует эти сцены без излишнего нажима, чув ства и мысли Жаргалмы просты и ес тественны. Ее спасает комсомолец Гэ- рэлтэ... О Гэрэлтэ в повести сказано немного, но он встает перед читателем искренний и простодушный. В нем узнаешь комсо мольца 30-х годов, энтузиаста, до конца преданного комсомольскому долгу, тро гательного в своей юношеской беззавет ности. Веришь и в его целомудренную любовь к Жаргалме, и в его неожидан ную гибель. Гэрэлтэ гибнет от рук вра гов советской власти. Новая жизнь при шла в улусную степь не легко и не про сто, за нее заплачено кровью лучших сынов народа. Конец повести лаконичен, но когда закрываешь последнюю страницу, а з а крываешь ее с сожалением, то становит ся ясно: да, только так она и могла з а вершиться. В духовном росте Ж аргал мы происходит важный перелом, подго товленный всем ходом событий и теми переменами, которые принесла советская власть в улусы. Обо всем этом читатель догадывается по поступку Жаргалмы: вместо того, чтобы согласиться на прось бу Норбо и вернуться к нему, Ж аргал ма направляет своего скакуна в сторо ну улуса, в котором живет Гэрэлтэ. Но ее приезд совпадает с похоронами ком сомольца... Многое еще придется пережить юной Жаргалме, многое преодолеть, — ведь она еще только начинает по-настоящему жить, — пока к ней придет счастье. Но оно придет! — в этом смысл всей пове сти. Своеобразны изобразительно-художе ственные средства произведения. Уже то, что читатель видит описываемое гла зами девушки-бурятки, придает всему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2