Сибирские огни, 1961, № 7
«Станция Починок» (1936 г.), начинаю щееся так: За недолгий жизни срок, Человек бывалый, По стране своей дорог Сделал я немало, — ни стихотворение «За тысячу верст» (1938 г.), где поэт передает ощущения человека, находящегося «за тысячу верст от родного порога». А в стихотворении «Путник» (1936 г.) традиционный для поэзии многих стран и веков образ «странствующего певца», идущего «по дороге веселой», узнается, однако, именно как наш современник, патриот своей отчизны. Нет, я не скло нен полностью отожествлять лирическо го героя данного стихотворения с авто ром, но этот герой ему душевно близок и симпатичен, а то, о чем идет здесь речь, — т. е. путешествие поэта по стра не, — находится в русле творческих уст ремлений Александра Твардовского. И совершенно естественно, психологи чески вполне закономерно, что именно этим поэтом создано столь своеобразное по форме и столь грандиозное по разма ху, по жизненному охвату поэтическое произведение, как «За далью—даль». Это произведение, со всеми его осо бенностями, настолько свойственно Твардовскому вообще, настолько орга нично вырастает из всего его (непрерыв но развивающегося) творчества, что те перь мы можем говорить как бы о внут ренней неизбежности его появления. И это требует подробного разговора. Мне кажется неправомерно ограничи тельным одно из положений интересной статьи В. Огнева — «За далью—даль» и некоторые проблемы нашей поэзии» («Литературная газета» от 8 октября 1960 года): «Существенно установить прямую связь книги «За далью—даль» с после военной лирикой Твардовского, а саму эту лирику, как начало родовое с изме нением ракурса нашей поэзии 50-х годов с эпического на лирический». Почему — только с послевоенной? Мы можем совершенно явственно разглядеть зародыши этого крупней шего творческого труда еще в стихотво рениях, созданных за четверть века до его окончания. Ну вот хотя бы: Русь! Леса твои, степи и воды На моем развернулись пути. Города, рудники и заводы И селенья—рукой обвести. Это из «Дороги», написанной в сере дине 30-х годов. Но разве это—не «мо лекула» интересующего нас крупного произведения? Стихотворение «Кружились белые бе резки» (1936 год) заканчивается стро фой, в которой поэт высказывает же лание: Петь, что от Края и до края, Во все концы, во все края, Ты вся моя и вся родная, Большая родина моя. Вы знаете, читатель, что это такое? Это — как бы самый первый вариант одной из строф тринадцатой главы «За далью—даль» («К концу дороги»).. Сра вните: Все дни и дали в грудь вбирая, Страна родная, полон я Тем, что от края и до края Ты вся — моя, моя, моя! Тайна подлинной поэзии, магия искус ства в том и заключаются, что хотя эти четверостишия похожи друг на друга едва ли не как близнецы, легко увидеть, насколько весомее, содержательнее, глубже такое же — на первый взгляд — обращение к родине во втором случае,, насколько богаче здесь мысль, ибо — жарче чувство! Мысль и чувство — бе» их слияния нет подлинной поэзии! В измененной интонации последней строки, в трехкратном повторе «моя^ моя, моя!» чудится тихий восторг, ки пят благородные слезы радости. Разве можно при чтении вслух произнести это слово все три раза одинаково, не ощу щая и не передавая нарастания смысло вой и эмоциональной энергии? Но по пробуйте передать это нарастание — усилением голоса, нагнетением внешне го пафоса — получится фальшь! В том- то и дело, что нарастание здесь уходит «внутрь», в сердце. Не вскриком, а ско рее шепотом обнаружат себя восторг и гордость автора в последнем повторе слова «моя». «За далью—даль» имеет очень дав ние истоки! А стихотворения послевоен ные, о которых верно говорит В. Огнев... как о тесно связанных с этим произведе нием, являются лишь ближними подсту пами к нему (но вместе с тем и развити ем мотивов, ясно звучавших уже в 30-х годах1). Достаточно сказать, что в сти хотворении 1946 года — «О родине» упоминается—и даже в такой же пос ледовательности, как это сделано в гла вах «За далью—даль», — и Волга, и Урал, и Сибирь, и Дальний Восток, и «негромкая», родимая поэту смоленская сторона. 1 Признаться, не могу понять попутного заме- чания В. Огнева: «Но дело, разумеется, не толь ко в том, что теперь Твардовский ввел в свои стихи местоимение «я» (это было и в «Теркине», например)*. Нет, это было и задолго до «Теркина»: это было —всегда, начиная с упоминавшегося мною детского стихотворения, приведенного в автобиог рафии. И десятки стихов «Сельской хроники» на писаны именно от первого лица — с часто повто ряющимся местоимением «я» («Я скитаюсь сирот ливо. Я один. Куда идти?» и т. д.), и это харак терно для его лирики тридцатых годов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2